Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Уклонися от зла». О морально-религиозном измерении предстоящих выборов в Госдуму РФ


Несмотря на официально внедряемое "предвыборное затишье", в нынешнем году российский народ в целом реагирует на выборы более активно, чем в 2007-м или 2003-м. Лозунг "Голосуй за любую партию, кроме Партии жуликов и воров!" как будто создан в развитие главной темы выборов 1996 года с их знаменитым "голосуй или проиграешь!" И тогда в народе имелось сильное недовольство властью после пяти лет "шоковой терапии", и тогда закончилась поражением Москвы "маленькая победная война" в Чечне.

Многие православные патриоты проголосовали в 1996 году по тому же принципу: "За любого другого кандидата, кроме Ельцина". Правда, этим "любым другим" оказался лидер КПРФ Геннадий Зюганов, как тогда, так и теперь очень двусмысленно высказывающийся о роли Сталина в истории и о его массовых репрессиях. Неформальное движение "идейных сторонников Зюганова" в православно-патриотической среде, вышедшее даже за ограду РПЦ МП, возглавил тогда протоиерей Александр Шаргунов, до сих пор настоятельствующий в московском храме св. Николы в Пыжах, незаконно переданном Московской патриархии после того, как на него в 1990 г. стала претендовать община РПЦЗ. О. Александр выпускал тогда кричащие сборники под названием "Антихрист в Москве!" Где сейчас о. Александр, где его обличительная проповедь? Батюшка там же, в Пыжах, но обличительная проповедь не слышна. Внутренний идейный ландшафт в православной среде стал таким же тупым и серым, почти безнадежным, как и политический ландшафт России в целом, где в центре возвышается почти карликовая фигура "национального лидера", а вокруг – безразличная серая масса с одиночными всполохами фаеров "Другой России". Никаких внятных советов, как вести себя на тупых выборах с заранее опубликованным результатом, со стороны духовных пастырей народа мы не слышим. Какая-то гулкая предгрозовая тишина…

На самом деле, между миром "большой политики" и миром "церковной субкультуры" нет такой уж большой пропасти. Упомянутую субкультуру составляют, в основном, люди, ужасающиеся от квитанций по квартплате, которая растет каждый месяц на 20 %, считающие копейки на покупку какой-то необходимой для жизни вещи, слушающие по "зомбоящику" наглое вранье о "достижениях" и заведомо ложные обещания бывшего полковника (например, об обеспечении к 2008 г. каждой семьи достойным жильем). Скажем больше: именно в церковной среде находят для себя утешение и укрытие наиболее "социально незащищенные" слои населения, для которых особенно тяжел и удушающ гнет жуликов и воров – этой поистине оккупационной власти в стране, которую никто не оккупировал, которая губит и разрушает себя сама.

Вне всякого сомнения, пояс Богородицы был "святыней, брошенной псам", рукой этой самой коррумпированной власти, этой цинично-лицемерной мафией, представители которой "подолгу молятся напоказ", чтобы уехать потом из храма на кортеже с мигалками, купленном на средства, украденные у евангельской бедной вдовицы. Расчет банды был отчасти верным: верующие не прислушиваются к голосу иерархии, живущей в роскоши и неимоверной далекой от бедствий простого народа. Может, их гражданскую совесть и угрюмый протест удастся отвлечь на поклонение святыне? Ведь как внушают услужливые батюшки, эффект от прикосновения к ней не всегда наступает сразу – надо подождать несколько недель, аккурат до выборов. А в том, что молились приходящие к святыне, в массе своей даже поверхностно не воцерковленные люди, о своих житейских нуждах, об исходе из того кошмара, в который превратила их жизнь мафия, - никаких сомнений нет. Разве что церковное благочестие и явившийся внезапно слабый лучик надежды, посылаемой будто от Самой Владычицы Богородицы, мешает так четко проартикулировать внутри себя горькую правду о нынешней России, умиротворяя сердце и на время примиряя его с торжествующей неправдой.

Итак, сегодня перед россиянами вновь стоит такая же незатейливая задача, как в 1996 г. Ведь ясно, что "голосовать за любую партию" значит голосовать преимущественно за КПРФ, которая одна способна создать более или менее многочисленную фракцию в новом составе Госдумы. Остаются ли справедливыми претензии, предъявлявшиеся КПРФ в 1996 году? Да, конечно, остаются. Но есть одна существенная разница. В 1996 году неравнодушные граждане имели шанс быть услышанными, чьи-то права (в том числе, гонимых конфессий) имели, пусть и небольшой, но шанс быть защищенными. Сейчас в России "зачищено" практически все – нет свободных СМИ, нет независимого суда, нет оппозиции, которая имела бы доступ к массовой аудитории. Не видно и какой-нибудь заметной духовной альтернативы Московской патриархии, теряющей авторитет прямо пропорционально росту количества случаев освистывания Путина и его сатрапов или избиения его агитаторов. Наиболее дальновидные деятели "господствующей Церкви" понимают, что это путь опасный, но высказать это вслух боятся. Вот и получается, что голосование "за любую партию" на этих выборах – далеко не то же самое, что голосование за Зюганова в 1996 г. "Любая партия" теперь олицетворяет неприятие режима Путина и выступающей от его имени коррупционной мафии. Засилье последней в России столь велико, что любые, даже самые грандиозные (если рассуждать отвлеченно-теоретически) различия между партиями, политическими платформами и т.п. стираются, теряют свое значение. Возможно, они вновь приобретут это значение, когда (и если) в России возродится публичная политическая конкуренция. Пока же весь политический процесс сводится к одному: за Путина или против. Показательно в этой связи, что и "партия Путина" не имеет своей четкой ниши на политическом поле – она не левая и не правая, она и за рынок, и за госмонополии. Это партия без идеи, партия, как они себя называют, "прагматиков". В такой системе координат даже ненавистная многим православным КПРФ начинает выглядеть "романтично".

Безусловно, мы не призываем голосовать за КПРФ, мы просто констатируем убогость, одномерность политического ландшафта современной России. В таких условиях, с христианской точки зрения, выбор становится лишь отрицательным: "Уклонися от зла", то есть не ходи на выборы, голосуй против всех или "за любую другую". До формулирования позитивной программы мы еще не дошли…

Александр Шванн,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования