Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Оксюморон русского национализма. В чем уязвимость русской идеи, и возможно ли вернуть Святую Русь?


Итак, "Русские марши" прокатились по стране 4 ноября. Произошло это в день Казанской иконы Божией Матери. В царские времена официально государственного православия в этот день был учрежден общероссийский праздник. В наши же дни неофициально государственной РПЦ МП и якобы федеративного устройства страны праздник стыдливо переименован в День народного единства. Посему у "Русского марша" были все те же православные хоругви на переднем плане, и все тот же имперский триколор – везде, даже на лбу у участников. 

Однако многим участникам самого русского движения становится очевидно, что идеи "официального православия" и даже "великой империи" плетутся за русским национализмом на все более ослабевающей привязи. Сомнение витает в воздухе и переросло в слух о том, что "православные хоругвеносцы" передрались в начале главного шествия страны – в московском Люблино. На самом же деле кто-то полуслучайно-полунамеренно заехал древком хоругви в объектив фоторепортера, но был быстро урезонен организаторами: "Журналисты - наши друзья".

Хотя во главе "Русского марша" идут "православные хоругвеносцы", это уже всего лишь дань традиции - основную массу шествия составляют славянские неоязычники и футбольные фанаты, готовые и церковь расписать не хуже какого-нибудь нерусского лица. 

Да и слова Патриарха Кирилла о том, что 4 ноября – это второй День Победы, на свой щит "Русский марш" не поднял. Слишком очевидно противоречие христианской человеколюбивой проповеди с прославлением военных побед. Неужели нам одного 9 мая мало?

Ожидалось, что "Русские марши", которым стали явно малы "короткие штанишки" православия и имперскости, смогут дорасти до неких демократических ценностей, как это в свое время произошло с национал-большевиком Эдуардом Лимоновым. Однако же либерализации националистического движения, на которую рассчитывали Алексей Навальный, Владимир Милов и Александр Храмов, пока не получается.

Не пришли на марш ни медиа-поп, просившийся туда у Патриарха, Охлобыстин, ни рок-музыкант Кинчев, ни, тем более, Юрий Шевчук. Не случилось и худшего – в марш не врезался шахид-смертник, как предсказывал Максим Калашников.

Дестабилизации не произошло. На всякий случай полиция даже безобидного (в плане организации массовых драк) Константина Крылова подержала у себя, пока марш шел, и отпустила потом. Могли бы обойтись и без этого. Все равно ничего бы не случилось.

Традицией новой России стали мероприятия-"спойлеры", когда нечто оригинальное подменяется подделкой, причем весьма грубой. Так в День политзаключенного 30 октября у Соловецкого камня на Лубянке городские власти нарушили 20-летнюю традицию и не дали собраться оппозиционерам, правозащитникам и обществу "Мемориал", поскольку там решила возложить цветы пропутинская молодежь. Вроде бы тоже в память о жертвах политических репрессий, но с несколько другим акцентом. В этих акцентах - вся суть. Точно так же 4 ноября кремлевской "молодежкой" на ВВЦ был организован и альтернативный "Русский марш" под лозунгами объединения и дружбы народов многонациональной России. Лозунги верные, и народу пришло много, но вряд ли искренне – весь вечер из Москвы вывозили колонны автобусов с провинциальными "нашистами-молодогвардейцами".

Настоящим же националистам мэрия не дала собраться в центре города - их опять загнали в московский спальный район Люблино. С этим все понятно.

Гораздо о большем заставляет задуматься факт проведения другого альтернативного "Русского марша", который состоялся тремя часами ранее марша основного в том же Люблино и остался почти не замечен СМИ. А ведь Юрий Горский, его возглавлявший, стоял у истоков "Русский маршей" в 2005 году и, получается, гораздо ближе к "оригиналу", чем нынешние организаторы шествия. Впрочем, его марш не стал сенсацией. Собрал он всего 300 человек, в основном - несовершеннолетних, да и те охотно влились часом позже в многотысячный марш Дмитрия Демушкина и Александра Белова.

Каковы же идейные расхождения между организаторами этих маршей? В альтернативном марше Юрия Горского отсутствовала религиозная составляющая, главными цветами был имперский желто-черно-белый триколор, и наиболее характерным лозунгом стал "Без Кавказа нет России". Он не пошел с Демушкиным именно потому, что тот пустил к себе "демократа" Навального с его лозунгом "Хватит кормить Кавказ".

И правда, на "основном" шествии было множество антисемитских и антикавказских лозунгов и матерных речевок. Однако же и оно проходило под тем же имперским триколором. Как заявляли ранее организаторы "основного" "Русского марша", этот марш должен был объединить самые разные движения, в том числе и открыто оппозиционные, антипутинские. Демушкин дошел до того, что не отказал в участии даже Борису Немцову. Но Немцов не пришел, да и объединения националистов с оппозицией не вышло. Зато налицо идейный раскол между националистами Демушкиным и Горским. А ведь как русские "нацики" гордились, что они более едины, чем демократическая оппозиция! Что особенно любопытно, а для Демушкина - так просто обидно: в преддверии марша он сто раз отмежевывался от ультранационалистических и антикавказских лозунгов, но именно они вкупе с "зиг-хайль, зиг-хайль, мы построим белый рай!" превалировали во время шествия. 

Итак, националистическое движение, точно так же как и либеральное, никак не найдет себя в России. Хотя оно в этом году особенно серьезно дистанцируется от фашиствующих скинхедов, агитирует за спорт и трезвость, но создать какие-то другие ассоциативные ряды, кроме как с погромами, пока не удается.

В чем же уязвимость самой идеи русского национализма на современном этапе? Все очень просто. Без империи русские не смогут существовать в их нынешнем формате. Если идентифицировать русский народ по географической локализации на карте России, то есть как области вокруг Москвы, то без своих провинций этой условной "Москве" просто не на что будет существовать. Куда она без нефти и газа? Даже сельского хозяйства не осталось, чтобы, как Беларусь, молоком торговать. Поэтому лозунги о том, чтобы отпустить  Кавказ (тоже, кстати, в недавнем прошлом, пока не начались войны в Чечне и в конечном итоге не пришел Кадыров, эта провинция давала России нефть не хуже Сибири), хороши с точки зрения демократа, правозащитника и гуманиста, не желающего, чтобы его страна ассоциировалась с бесчинствами на Кавказе. Но для русского националиста этот лозунг самоубийственен. Ведь после Кавказа начнут отделяться все, вплоть до ныне нефтеносной Сибири. Чем тогда займется Святая Русь, давно и безнадежно сидящая на сырьевой игле?

Допустим, русские в стрессовой ситуации быстро мобилизуются и найдут-таки, чем удивить мир, и произойдет "экономическое чудо". Но для этого придется отказаться от изоляционистских идей, под которыми произойдет отделение Руси от всей остальной мусульманской России, и стать маленьким, но развитым европейским государством, открытым для всего нового и иного. Способна ли страна на такой идеологический кульбит?

А ведь после него придется сделать кульбит еще более вычурный. Исходя из европейских ценностей и прав человека, этой преуспевающей Новой Руси придется пустить к себе мигрантов из бывших российских республик, перед которыми русские в точно таком же неоплатном долгу, как Европа – перед своими бывшими колониями. Кризис "европейского мультикультурализма" и прочие радости настигнут Новую Русь точно так же как настигли Запад.

Так имеет ли смысл после этого говорить о борьбе с миграцией, если логически вытекающие последствия такой изоляции в конечном итоге только усилят ее? Иначе зачем отделяться, если не для построения экономически процветающего "государства-города", типа Люксембурга? Русские националисты просто-напросто не додумывают свои идеи до конца.

И, наконец, самое главное. Насколько вообще еще существует на нынешней российской территории аутентичный русский народ? Ведь большевики вытравили здесь все лучшее, что было в русском этносе, сгноили или выгнали в ту же Европу (уж не эти ли дореволюционные русские стали поднимать ее после отпадения колоний?). Говорить можно только о возрождении этноса "с нуля", как это делает, например, экзотическое молодежное течение Великая Скифия, стремящееся воскресить несуществующий уже много веков народ скифов.

Однако если мы говорим о возрождении нации, то точно так же, как эти новые скифы, нужно говорить сначала о возрождении в духе, а уж потом (а, может, и никогда) о возрождении в землях и крови. Когда мертв дух и везде одна только пластмассовая имитация внешнего русского облика в виде хоругвей, балалаек, кокошников и прочего, на что хватит креатива, стоит ли спорить о том, каковы исконные земли Руси? Да, может быть, и стоит вернуться к ним, признав, что идею диктаторской империи демократическим русским княжествам навязала татарская Золотая Орда. Но какое это сейчас имеет значение? Нужен гораздо более кардинальный отказ ото всего. Русским, чтобы стать этносом в духе, надо просто забыть абсолютно обо всем, чем они владели в теле.

Если посмотреть на тех же евреев, то они ведь сумели сохранить свою национальную и религиозную идентичность через столько веков, возможно, именно потому, что они не были физически привязаны к Земле Обетованной, пускай и вечно мечтали о ее обретении. А теперь, когда они наконец обрели ее наяву, их бесконечная война с арабами превращает еврейское государство в одного из игроков в борьбе за региональное лидерство на Ближнем Востоке.

Поэтому русским нужно задуматься не о том, чем они лучше или хуже других, а кто они вообще есть. Иначе опять будет одна ненависть и пьяная драка…

Нужно учиться у евреев и тех же кавказцев, которых сейчас многие так ненавидят. Поскольку эти этносы не были "титульной нацией" большевистской империи, им удалось, с теми или иными потерями, сохранить  нетронутой линию национальной преемственности. Народы Кавказа, как и некоторые народы Сибири, те же алтайцы, до сих пор ощущают себя именно этносами, со своей культурой и незыблемыми обычаями, вполне самодостаточными, способными прожить без Москвы в духе и вере. Да, приезжая в Москву, они портятся и становятся "Иванами, не помнящими родства". Но ведь это вина тех самых Иванов, которые здесь живут и разлагают своей развращенностью тех, кто сюда приезжает из более традиционных культур. На своих же землях эти этносы остаются самими собой.

Вот почему русским необходимо отбросить свое высокомерие (оно, кстати, изначально не было свойственно русскому этносу, пока он не стал заложником собственной империи) и поехать в республики России не в качестве представителей "государствообразующего народа" (часто это качество трудно отличить от оккупантского), а в качестве смиренных наблюдателей. И если многие русские ощущают еще себя православными христианами, то это самый лучший способ проверить свое православие на любовь и терпение, которые, конечно же, пройдут тяжелое испытание той застарелой ответной ненавистью, которую русские вызывают у "нацменов".

Только пройдя через горнило этого смирения, русские возродятся и смогут вернуть себе Святую Русь.

Феликс Шведовский,

"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования