Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Уроки польского: антиклерикальный диалект. За актиклерикальное «Движение Януша Паликота» проголосовали те, кто изучал католический катехизис в школах Польши


Выборы 9 октября в польский Сейм – нижнюю палату национального парламента, по результатам которых 10 % голосов получил список партии-дебютанта с откровенно антиклерикальной программой, - определенно стоит отнести к мировым сенсациям нынешнего года. Она стоит где-то в одном ряду с акциями социального протеста "Захвати WallStreet!"  

За ставшей полноправным членом Евросоюза посткоммунистической Польшей первого десятилетия нового века, где, как принято считать, политический барометр застыл на развилке "либерализм/консерватизм", где Костёл, сохранявший политический нейтралитет и выполнявший функции успешного координатора переговоров между конфликтующими общественными группами ещё каких-то 20 лет назад, де факто превратился в политическую мобилизационную структуру право-консервативного электората, - за такой Польшей прочно закрепился имидж "твердыни" католицизма и традиционализма. Насчёт природы польского традиционализма стоит, однако, оговориться: он совсем иной, чем собираемый буквально "с миру по нитке" сторонниками теории "Русского мира" на постсоветском пространстве.

И вот в такой-то католической стране, которую наиболее фанатичные ее представители называли даже "Христом народов", полтора миллиона избирателей (от без малого 50 % поляков, принявших участие в голосовании) отдали голоса кандидатам "Движения Януша Паликота", провозгласившего лозунги отделения Церкви от государства и, что не менее важно, школы от Церкви. Ну, а если ещё учесть семейно-приватную часть предвыборной программы партии, которая предполагает легализацию абортов, стремление к правовому равенству "фактических браков", включая гомосексуальные, со свободным распространением презервативов, - то речь идёт о голосовании за невмешательство Церкви в частую жизнь граждан.

Смех, ухмылки, даже просто улыбки по поводу предложений бесплатной раздачи презервативов - в сторону! Едва ли не каждый польский продавец обычного газетного киоска приторговывает "изделием № 5", но исключительно своей клиентуре. На витрине ничего подобного польский покупатель никогда не увидит, зато личное знакомство (по сути, "теневые" экономические отношения) обеспечит чистоту и конфиденциальность сделки. Так было в переходные времена от социализма к новой Польше, такое же положение сохраняется и сейчас. 

Согласно предвыборным опросам, за польскую антиклерикальную партию собирались голосовать (по крайней мере, открыто признавались в этом)  преимущественно молодые мужчины – жители крупных городов. Их не отпугнула откровенно скандальная репутация лидера новой партии, известного в стране "водочного магната". Впрочем, сделавший капитал на "греховном" бизнесе Паликот совсем не новичок в польской политике. Ещё недавно представлявший в Сейме правящую Гражданскую платформу, он, наверняка, понимает и чувствует электоральные настроения.

Успех партии Паликота очевиден, однако, думается, он был бы невозможен при отсутствии, как минимум, двух его составляющих – назовём их условно "лицевой" и оборотной" (изнаночной, теневой, сродни продаже презервативов своей "клиентуре"). Действительно, голосование за партию оказалось напрямую зависимым от  прагматических установок избирателей. Полтора миллиона настроенных на самореализацию активных молодых поляков оказали политическую поддержку владельцу успешного бизнеса, пускай, даже "на грани дозволенного". Иными словами, избиратели, в понимании морализаторов, "утратившие нравственное чувство", увидели в Паликоте себе подобного, приняли его политический имидж и в какой-то степени примерили его на себя.

Собственно, зная о польском тренде от реального светского государства, каковым была социалистическая Польша на протяжении 30 лет своей истории, к католическому, клерикальному, можно сказать: ничего удивительного не произошло.

Теневые, изнаночные польские общественные процессы последнего 20-летия исподволь готовили успех Паликоту-антиклерикалу. За это время в стране имелись и другие примеры антикатолического противостояния, пускай внешне даже индивидуальные. Достаточно вспомнить судебные процессы, на которых главным ньюсмейром выступал крупный чиновник социалистического периода Ежи Урбан, недовольный "религиозным засильем" в стране. 

Ну а голосовали за Паликота и его список вчерашние школьники, изучавшие католический катехизис в обычных учебных классах, а не на парафиях (приходах), как это делали их родители ещё в социалистической Польше.

Так что Паликот и паликоты в польской политике - это "всерьёз и надолго", нравится кому-то такая перспектива или нет. В качестве популистских лозунги программы Паликота образца 2011-го будет ещё долго тиражироваться и самим движением (его перспективы пока весьма туманны), и другими польскими политиками из либерального и левого лагерей. Превращение реальных лозунгов в популистские напрямую связано с реалиями общеевропейского права.  

Сегодня все политики прекрасно понимают: удаление распятий из публичных мест, в первую очередь, из парламента, на что нацелился Паликот, - весьма маловероятно после соответствующего решения ЕСПЧ по Италии, признавшего однозначно конфессиональный символ частью национальной традиции.

Что же до вопросов практического свойства, на которые предстоит ответить Паликоту и его парламентской фракции (а это 40 мандатов), то тут дело обстоит несколько сложнее. Главный из вопросов можно сформулировать так: "Удастся ли Паликоту со товарищи отстоять право на "островок греха" для всех в польском обществе" или движение трансформируется в пусть и влиятельную, но всё же богемно-элитарную группу?"

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Сredo.Ru"

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования