Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Между званиями и призванием


Конфессиональная принадлежность в сегодняшней России – это, с одной стороны (то, что обычно на виду), - высокостатусный мир профессий, чинов, званий, формирующим началом которых является государственный официоз. Правда, в силу догматических особенностей РПЦ МП, как "первенствующего вероисповедания", – профессия в собственном смысле, т.е. духовное звание, - остаётся уделом единиц. Впрочем, это обстоятельство не мешает тиражированию отношений "поп – приход" и на более низком церковном уровне, так что высокомерно шикающие на мирян храмовые старушки – едва ли не самая очевидная инверсия отношений, построенных на приоритете званий.

В мире же номинальных патриархийных мирян декларируемая конфессиональность превратилась в придаток профессии, статуса, по существу, в то же звание. Советские вожди были "всегда с партией, всегда с народом", а сейчас политики, администраторы и олигархи предпочитают быть с "церковью большинства", авось, куда-то да вывезет. Возможно, поэтому так ревниво оберегается слово "церковь" от вполне обоснованного и правомерного использования его другими христианскими вероисповеданиями и юрисдикциями.

На другом полюсе российской религиозной жизни пребывает экзистенциальная манифестация самости, – "призвание", плохо стыкующееся с имманентным миром статусов, столь ценимых и значимых для истеблишмента и декларативно признаваемых пресловутым "большинством". Последнее декларирует узнаваемость Патриарха, как вариант, местных митрополитов и епископов; однако, примечательно, что еще никто из представителей светской власти реальных возможностей своих коллег по "духовному цеху" воздействовать на души и умы "масс", всерьёз так и не проверял. Ну, кто подсчитает, сколько реальных голосов в копилку губернатора принёс иерарх, когда в кампании были задействованы всевозможные медийные ресурсы.

Итак, поликонфессиональная Россия, чьё конфессиональное разнообразие, несмотря ни на что, усиливается день ото дня, оказалась поделенной на два мира: есть "главенствующая конфессия" и есть все остальные. Между ними существует непроходимая стена. Поддержать патриархию – это максимальное из возможных действий для "нетитульной" конфессии. Россия – и впрямь удивительное, уникальное, ни в чём и ни на кого не похожее сообщество. Получается, что в нём невозможны даже совместные социальные действия конфессий: к примеру, практически все конфессии против абортов, но выступать общим фронтом они не могут, ибо право бороться "всерьез" есть только у "госконфессии".

И всё же, несмотря на столь очевидную поляризацию и фиксируемый с помощью социологических замеров рост религиозной нетерпимости, открытой враждебности на почве религии в России нет. И дело, разумеется, не в традиции, к которой обычно принято апеллировать и ею всё объяснять: не было-де, у нас в истории религиозных войн. Но и Германия до известных событий тоже считалась эталоном культурности и образованности, а Сараево – городом, на одном из перекрёстков которого веками соседствовали мечеть, синагога, православный и католический храмы.

Тут что-то другое. Сразу отчего-то вспоминается фраза обычного "православного" мужика о староверах, записанная Василием Розановым, – мы-то мирские, какой с нас спрос, а, вот, они - настоящие верующие. В позапрошлом веке было сказано, а как актуально! Нравственным камертоном для общества являются отнюдь не носители "званий", не профессионалы, но те "другие", для кого вера - призвание.

Несмотря на кучи мерзости и ушаты помоев, опрокидываемых СМИ на головы наших обывателей, существует один простой факт, который не в силах отменить никто: количество преступлений, как и отступлений от моральных норм, у верующих по призванию неизмеримо меньше, чем у обратившихся к вере в расчёте на получение званий и наград. Так что курских семинаристов, пошедших в поход за званиями и наградами, но остановивших раньше сроку свой взор на кассе, "большинство" запомнит надолго.

Михаил Жеребятьев


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования