Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Война в пустыне. События в Ираке как результат неутоленной духовной жажды


Война все же началась… Ее начало многим напомнило евангельские слова "яко тать в нощи" – ночью с юга на Багдад обрушился "огнь палящ". Тем самым была окончательно подведена черта под многомесячными усилиями представителей и лидеров различных религий, стремившихся так или иначе предотвратить силовое решение "иракского вопроса".

В связи с этим возникает закономерный вопрос - возымели ли усилия мировых религиозных лидеров хоть малое влияние на эскалацию напряженности вокруг библейской земли Месопотамии. Похоже, что не возымели никакого. Возникает порой ощущение, что резкие заявления Ватикана, призывы глав некоторых восточных Церквей и предстоятеля РПЦ МП не интересовали почти никого, кроме потенциальных жертв конфликта. Удельный вес религиозной точки зрения, выраженной духовными лидерами, оказался ничтожно мал и практически никак не влиял на решения, принимаемые политическими элитами - президентами и правительствами. Такая жесткая оценка в целом соответствует той внешней и орнаментально-фольклорной роли, которая отведена религии в современном постхристианском мире.

В критических отзывах ученых, например академика М.Б. Пиотровского, звучат слова о "варварском" разрушении основ цивилизации, заключенных в памятниках и самой земле Месопотамии. Не стоит, однако, переоценивать столь резко сам смысл понятия "варварство". Ведь термин этот – порождение древнегреческой картины мира, так до конца и не усвоенной имперским Римом, который сплавлял народы в имперском тигле. Конфликт в Ираке — целиком варварский конфликт, ибо в его основе нет никакой, пусть даже самой "завалящей", высокой идеи. Избавление мира от недемократического режима с помощью бомб и крылатых ракет в качестве лозунга священной войны выглядит несколько неубедительно, так что всем ясно, что истинные причины куда более меркантильны. Нефть — корневая причина этой "внутриварварской" войны. В таких ситуациях политики не привыкли думать не только о человеческих жизнях, но и о тех идеях, которые принято считать "высокими": культурная борьба, столкновение цивилизаций, вовлечение новых народов в имперское пространство и т.д.

С точки зрения демократических свобод, мусульманские фундаменталисты ничуть не лучше христианских, но и ничуть не хуже. Если одни имеют право на существование (в виде "государственной Церкви", "христианской души Европы", православных предствительств при европейских органах), то почему надоотказывать в праве на существование подобным же явлениям в странах Азии и Африки? Надежды на "сдерживающую роль" арабского национализма не оправданы, поскольку эти явления – арабский национализм и исламский фундаментализм - сосуществуют с древности, и нередко национализм является своеобразной ступенькой к религиозному фундаментализму. Действительно, с одной стороны, нациоцентризм размывал инертную и обмирщившуюся религиозность Великой Порты. Но, с другой стороны, в современном арабском мире национализм перестал быть лаическим, он вполне совместим с клерикализмом.

В результате войны, особенно если она будет затяжной, в мире произойдут некоторые серьезные изменения в умах. Религиозные конфессии получают шанс стать из придатков политических систем и орнамента мировой политики действительными участниками политических процессов. Ныне же религиозные деятели оказались заложниками той адаптированной, облегченной формы религиозности, которая в своей крайней форме вообще перестает быть религией, а становится приторно-сладким гуманистическим сиропом, неспособным утолить истинную духовную жажду.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования