Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Православное здравомыслие. Как верующие люди должны реагировать на усиление антиклерикальных настроений в современной России?


В министерстве юстиции РФ на прошлой неделе зарегистрирован общественный Фонд "Здравомыслие", который ставит своей целью отстаивание светскости государства как основы свободы совести. В истории России появилась первая официальная общественная организация, выступающая против клерикализации общества. А сколько таких организаций существует пока неофициально? Сразу вспоминается недавняя атеистическая акция на Чистых прудах или созданное при Санкт-Петербургском университете сообщество ученых, издающих брошюры для опровержения "религиозных мифов". А вот очень яркий пример: веселая акция студентов Санкт-Петербургского университета, которые выступили против клерикализации научных мероприятий. Автору этих строк довелось позже познакомиться с некоторыми из студентов - с теми, кто изображал "девиц легкого поведения", гомосексуалистов и чёрта: в жизни они оказались людьми совершенно не агрессивными, ярко интеллектуальными, прекрасно образованными и — как ни странно — совершенно приличными! Самым известным "антиклерикалом" в России теперь стал журналист Александр Невзоров, после нескольких публичных диспутов настроивший против себя многих православных активистов, которые хотят подавать на него в суд "за клевету на Церковь", но пока не подают.

В начале 1980-х годов Невзоров служил чтецом в храме на Смоленском кладбище Ленинграда. Только человек, знакомый с РПЦ МП изнутри, сможет найти такие едкие слова для описания светскости государства: "Кто у них там сейчас патриарх — Чаплин, по-моему, да? Или кто-то другой, неважно, мы не обязаны этого знать". Впрочем, Невзоров всегда умел формулировать то агрессивное и запрещенное, что витало в воздухе и искало форму для своего выражения. В своей программе "600 секунд" в конце 1980-х он первым начал активно разоблачать коррупцию чиновников и критиковать членов Ленсовета, он первым придумал новое значение для слова "Наши" и первым начал показывать те сцены насилия и жестокости, которые сегодня являются необъемлемой частью российского телеэфира (в отличие от, например, американского). А сейчас Невзоров становится главным "неформальным спикером" российских антиклерикалов. И это значит, что антиклерикализм действительно востребован.

Как должен относиться православный человек ко всем этим "антицерковным" сообществам и движениям? Зависит, конечно, и от сообщества, и от человека. Например, брошюрки, разоблачающие "религиозные мифы", не должны вызывать злобы у православного простеца: достаточно ведь просто сказать себе: "Я в этом ничего не понимаю". А православный ученый может попытаться разобраться в этих брошюрах и написать на них свой православный ответ. С идеями нужно разбираться с помощью идей.

Но разве антиклерикалы не выступают против верующих граждан нашей страны, а не только против их идей? Здесь важно отметить, что все перечисленные антиклерикальные организации и движения, а также и сам Александр Невзоров, не требуют запрещать кому-то верить и молиться. Они подчеркивают, что вера — это личное дело каждого, они выступают против таких нарушений, большинство из которых, подумав, должны отвергать и православные.

Почему, например, Патриарха Кирилла охраняет ФСО — Федеральная служба охраны? Эта дорогая услуга, оплачиваемая всем населением страны, в том числе "многомиллионным исламом" (так он назван в законе о свободе совести), Патриарху не положена по закону, а президентский указ, которым она-таки назначена Патриарху, нарушает законодательные ограничения на использование ФСО и является явным злоупотреблением властью. Почему бы тогда не приставить ФСО хотя бы к главному иудаисту и к главному мусульманину нашей страны? Ведь именно на их материальное состояние ссылается о. Всеволод Чаплнин, оправдывая всю ту неземную роскошь, которая окружает Кирилла. Но лучше бы Патриарх проявил здравомыслие и отказался от услуг ФСО. Он вполне может найти другие способы оплатить себе охрану, не используя деньги налогоплательщиков. Такой ход вызвал бы уважение у всех, даже у его противников. Здесь можно вспомнить сербского Патриарха Павла, который ездил в общественном транспорте и ходил по улицам пешком.

Идею "Здравомыслия" построить 200 детских садов в Москве уже поддержали председатель Синодального отдела РПЦ МП по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и председатель Синодального информационного отдела РПЦ МП Владимир Легойда. Здесь вообще трудно с чем-то поспорить.

Но главное требование "Здравомыслия" — защита светского характера российского государства. Это требование было бы очень полезно и для верующих. Слияние со светской властью разрушает Церковь. Если даже при св. Константине Великом это обернулось господством ереси (арианства) на полвека и гонениями на православие, то наивно думать, что власти в современном мире могут стать более надежными гарантами православия. Так что даже для православных в церковных делах лучше как-нибудь обойтись без участия светских властей.

Церковь, которая пытается проникать в жизнь современного светского государства или в частную жизнь его граждан, будет встречать жесткий отпор. Но этот отпор — не пустая агрессия. Современные антиклерикалы формулируют свои претензии не к православию вообще, а к тому, как православные проявляют себя в современном мире. И к этим претензиям имеет смысл хотя бы прислушаться. Здравомыслие еще никому не мешало, даже верующим.

Ксения Митренина,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования