Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Жертва дедовщины. Почему Церковь — организация, призванная вести людей ко спасению, - доводит этих людей до самоубийства?!


Сегодня почти все российские газеты написали про священника-самоубийцу в Кирове (Вятке). Действительно, история эта жуткая и загадочная.

Почти 20 лет назад — в 1992-м — отец Петр Шак стал настоятелем главной церкви города Вятки — кафедрального Свято-Успенского собора Трифонова монастыря. Он восстановил храм и создал дружную общину. Газета "Вятский епархиальный вестник" сохранила летопись трудов отца Петра. Вот, например, рассказ о Богоявленском купании в Иордани в 2005 году: "Не зря старался настоятель кафедрального собора о. Петр Шак с помощниками. Палатка для переодевания, сходни в Иордань, деревянный крест перед ней, электрическое освещение, — все устроено как нельзя лучше за считанные дни…".

4 января нынешнего года умирает многолетний глава Вятской епархии РПЦ МП митрополит Хрисанф (Чепиль). В первых числах апреля в епархию приезжает новый архиерей — архиепископ Марк (Тужиков), бывший Хабаровский и Приамурский, выходец из ОВЦС МП. Его перемести из Хабаровска в Вятку — поближе к Москве – по предложению Патриарха Кирилла. В том же месяце новый архиерей снимает отца Петра с должности настоятеля собора и назначает вместо него своего человека. Отец Петр попадает в больницу с сердечным приступом, потом безуспешно пытается встретиться с владыкой Марком. 

На форуме газеты "Вятский наблюдатель" появились сообщения о том, что накануне самоубийства к отцу Петру приходили некие неназванные лица с требованием освободить служебную квартиру, в которой он жил с семьей, а в противном случае его обещали засудить "за финансовые преступления". Батюшка освободил квартиру необычным способом. Просто повесился.

Дальше события развиваются по стандартному сценарию. Чтобы оправдаться, епархия (как было, например, в истории с костромским игуменом Харитоном) должна обнародовать "страшные и ужасные нарушения", которые архиепископ Марк обнаружил у отца Петра сразу по приезде в Вятку. Однако, похоже, что такие нарушения найти будет трудновато. Тогда в дело идут "патриаршие блогеры", задача которых — создать ощущение "чего-то такого". Достаточно просто сказать, что "что-то такое было". То ли содомия (всякое бывает у женатого священника и отца трех детей), то ли воровство какое-то - либо он украл, либо у него украли. Не так важно. Главное — раз сняли с должности, значит, "была веская причина"

Причина, конечно, была. Новый архиерей в главном соборе города хочет видеть начальником своего человека. Что и кому непонятно?

Виноват ли архиепископ Марк  в этом своем архиерейском желании? Нет, не виноват. Он виноват только в том, что стал винтиком отлаженной системы Московской патриархии. Он действовал по правилам системы. Если бы и отец Петр действовал по правилам системы, то он бы давно "построил" себе квартиру и договорился бы о каком-нибудь другом приходе, пусть не кафедральном, но все же.

Таковы "правила игры". Старшие архиереи переводят младших архиереев — поближе к Москве или подальше от Москвы, а те переводят священников. Карьерный рост епископа — это переход на более богатую и почетную кафедру. А карьерный рост священника зависит от епископа, от кого же еще? Епископов при переводе не спрашивают, а те не спрашивают священников. Это создает полную зависимость младших от старших.

Старшие по званию унижают младших по званию. Нашему обществу такое явление известно под названием дедовщины. Да, дедовщина бывает не только в армии, но и в Церкви, и не только в армии она приводит к самоубийствам.

Почему Церковь — организация, призванная вести людей ко спасению, - доводит этих людей до самоубийства? Откуда взялась дедовщина? Где ошибка "в проекте"? В проекте ошибки нет, есть ошибка в исполнении. 14-е апостольское правило запрещает перевод с одной кафедры на другую— за исключением "вины благословной". В Синодальный период истории Русской Церкви "благословная вина" стала синонимом карьерного роста.

А как было раньше? Ну, раньше люди мало что понимали в церковном управлении. Вот курьезный пример из Древнего Патерика (20:14), в сокращении: "Рассказывал некто из отцев: в некотором месте скончался епископ, и пришли жители к архиепископу, прося, чтобы рукоположил им епископа вместо скончавшегося. И говорил им архиепископ: дайте мне такого, о котором знаете, что он способен пасти стадо Христово, и я рукоположу его в епископа. Они же сказали: мы не знаем никого, если ангел твой не даст нам. И сказал им архиепископ: все ли вы здесь? Они же сказали: все мы здесь. И опять сказал: никто из вас не остался вне? И сказали: никто из нас не остался, кроме того, кто держит осла у первенствующего из нас. Говорит им архиепископ: согласны ли будете, если дам вам того, на кого согласен я? И сказали все: будем согласны и просим твою святыню, чтобы на кого укажет тебе Бог, того и дал ты нам. И велел архиепископ ввести того, который держал осла у первого из них, и говорит им: согласны ли вы будете, если рукоположу вам сего? Они же сказали: да. Архиепископ рукоположил его, и, взявши его, ушли с великой радостью в свое место".

Народ спрашивает у епископа, а епископ в ответ спрашивает у народа. Ну да, рукоположил в архиереи аналог современного шофера, который дежурил возле "Мерседеса". Дальше, впрочем, новорукоположенный придумал, как из "бездождия великого" сделать дождь, но это уже другая история...

Согласитесь, будет как-то необычно, если епархиальный народ и клирики начнут сами выбирать себе кандидата на архиерейскую кафедру. Выбирать того, кому доверяют, кого знают и любят. Наверное, это будет уже другая страна и уж точно другая эпоха. Или, по крайней мере, другая церковь.

Ксения Митренина,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования