Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

С великим почином, или РПЦ "с человеческим лицом". Почему человеческая совесть не может примириться с "апологией богатства", звучащей из уст сытого церковного чиновника?


Дискуссии внутри Русской Православной Церкви Московского патриархата – быть! Это была призвана доказать случившаяся на прошлой неделе не то чтобы перепалка, но довольно жесткая переписка между главным батюшкой-ньюсмейкером и влиятельным "чадом" из той плеяды журналистов, что помогает батюшке и иже с ним оставаться ньюсмейкерами. Протоиерей Всеволод Чаплин ответил на сомнения телеобозревателя Ивана Семенова.

Суть сомнений проста: гоже ли священноначалию Московской патриархии разъезжать на бронированных "Мерседесах" и носить часы стоимостью в несколько тысяч долларов.  

Вечером 11 апреля, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве, отец Всеволод был еще расплывчат. Он лишь провел параллель между людьми, упрекающими священников в роскоши, и теми, кто не приемлет само "присутствие в центре города храма Христа Спасителя и присутствие в центре Кремля позолоченных соборов". "На самом деле, – сказал протоиерей Чаплин, – продолжая мысль о том, что духовенство не должно иметь не принадлежащих им, а данных верующими как представителям Церкви дорогих вещей, можно прийти и к тому, чтобы раззолотить купола, сломать, по крайней мере, храмы, нуждающиеся в поддержании, и поставить стеклобетонные коробки".

Смиренное "чадо", окормляющееся не только у отца Всеволода, но и на ВГТРК (Иван Семенов ведет еженедельную программу "Церковь и мир с митрополитом Иларионом (Алфеевым)") резонно вопросило протоиерея Чаплина, то ли он имел в виду. Действительно ли батюшка ставит знак равенства между золотом куполов и "золотом партии", в которую, добавим от себя, постепенно превращается РПЦ МП? "Вы просто неловко выразились, – кротко роняет Иван Семенов. – Ведь вряд ли Вы не понимаете, что существует большая разница между золоченым куполом храма, который символизирует наше усердие о доме Божием, и тем, во что в своей повседневной жизни одеты и на чем ездят служители этого дома". Телевизионный обозреватель даже позволил себе дерзость предположить, что отец Всеволод говорит не от лица Церкви, а от себя лично, и потому призвал его извиниться. Правда, тут же "погуглил" и обнаружил, что, согласно Интернету, Церковь православная, в отличие от Церкви католической, извиняться как-то не привыкла. Еще одна дерзость в адрес РПЦ МП.

Но отец Всеволод обе дерзости своему несмышленому "чаду" простил. И даже удостоил ответным открытым письмом, в котором и расставил все точки над "i": "Украшение не только храмов, но и одежд священнослужителей, в том числе одежд внебогослужебных, а также предметов, которые окружают священнослужителей в официальной обстановке (у иерархов практически любая обстановка официальная) – это не придуманная мной вещь, это традиция Церкви… Церковь, ее храмы и священнослужители – иконы Христа, Царя царствующих, – всегда будут украшаться драгоценными предметами, которые жертвуют именно на такое украшение верующие люди". Надо отдать должное высоте смирения протоиерея Чаплина, который таки нашел форму достойного извинения перед Семеновым: "Извиняться по этому поводу Церкви нечего. Да и мне, наверное, тоже. Разве вот только извинюсь перед Вами за то, что поспорил с вещами, которые Вам почему-то кажутся бесспорными. Что ж, служитель Христа всегда виноват, да и перед всеми… Такова еще одна церковная традиция".

Интересно, что-то ответит теперь батюшке его смиренное "чадо". Образумится и промолчит? Не это ли должна была показать вполне себе острая, демократическая дискуссия в Церкви "с человеческим лицом"? Всё это какое-то постановочное, ненастоящее от начала и до конца. Отец Всеволод, давно ставший медийной персоной, похоже, считает своей задачей угадывать "тренды" и оседлывать "мейнстримы". А те, кто вступают с ним в дискуссию, вольно или невольно, подыгрывают этой "проповеди", незаметно превращающейся в софистику.

В Древней Греции весьма преуспевали такие философы-софисты, которые могли обосновать, что угодно, и, грубо выражаясь, "слепить из дерьма конфетку". Вот в этом-то и преуспевает наш ньюсмейкер. Правда, у него получается наоборот: каждый отдельный аргумент вроде бы и верен, а вот общий вывод выходит каким-то все равно неубедительным.

Да, это так, есть особая гордыня, подстерегающая "бессребреников". И низкий поклон отцу Всеволоду за то, что ему "самому приходилось и при полном параде входить во дворцы, и в драном подряснике ходить по трущобам". Да, действительно, проповедник обязан уметь разговаривать не только с нищими, но и с сильными мира сего. Мало того, он должен сам пройти искушение роскошью, которой его неизбежно будут соблазнять богатые последователи (как соблазнял Христа диавол "всеми царствами мира"). Но как из этого следует, что современная РПЦ МП это искушение успешно прошла и осталась непривязана "ни к рубищу, ни к злату"? Ответа на этот вопрос протоиерей Чаплин давать не торопится.

Акцент дискуссии он незаметно сместил с главной темы на второстепенную. По форме вроде бы о том же, а по сути – нет. Ведь и молодежь, и телеобозреватель спрашивали его вовсе не о том, может ли в принципе священник носить дорогую одежду, и уж тем более не о том, прав ли был Иуда, усомнившийся в необходимости миропомазания Иисуса и сказавший: "К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим". Почему Московский патриархат утонул в роскоши и привязался к ней, почему шагу не может ступить без сильных мира сего, а на всех прочих смотрит свысока? Вот о чем на самом деле спрашивают протоиерея Чаплина.

А теперь о сути другого вопроса. Зачем нужна была вся эта дискуссия? Чтобы вскрыть язвы российского духовенства и общества? Чтобы излечить их? Или чтобы сделать вид, что "нечто происходит"? Какой вывод должны сделать зрители диспута между батюшкой и "чадом"? Это зависит от последующих шагов участников дискуссии. Превратится ли это обсуждение в такой ловкий, на новый лад, "показательный процесс", доказывающий, что "все хорошо, прекрасная Маркиза", – или же перерастет в нечто большее, грозящее лишить РПЦ МП ее дутого "авторитета"? Будут ли "чада" спрашивать и обличать дальше – или замолчат? Если замолчат – значит вся эта "дискуссия" была лишь отвлекающим маневром, чтобы народ поглазел и поцокал языками?

Намеком на то, что дискуссия, в которой участвуют статусные церковные журналисты, вполне может оказаться на поверку постановочной, служит ответ Дмитрия Соколова-Митрича из "Русского репортера" на предложение "Портала-Credo.Ru" поучаствовать в дискуссии, развернувшейся вокруг его нашумевшей статьи "Очень маленькая вера". Журналист ответил: "Это тот самый случай, когда одного высказывания достаточно, а каждое последующее будет лишь снижать статус предыдущего. И даже если я скажу "без комментариев", это все равно будет комментарий".

Возможно, Соколов-Митрич по-своему прав. Но в случае с Иваном Семеновым этот тезис уж точно не работает, и дальнейшее его молчание будет знаком согласия со всей той софистикой, на которую так богат протоиерей Всеволод Чаплин, восхваляющий богатство.

Феликс Шведовский,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования