Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Как и все люди доброй воли…»


Сегодня было принято и обнародовано официальное заявление Патриарха Алексия II и Священного Синода РПЦ МП о ситуации вокруг Ирака. Сегодня же в Багдад вылетела православно-мусульманская делегация, возглавляемая епископом Магаданским и Синегорским Феофаном и верховным муфтием Талгатом Таджуддином и включающая, в частности, президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова (возможно, в качестве представителя "традиционных" буддистов?). Сегодня же окончательно стало ясно, что война если начнется вообще, то начнется в самое ближайшее время. США и Великобритания уже сделали те символические шаги, которые отделяют предвоенное состояние от военного и после которых возможно либо непосредственное начало военных действий, либо "позорная капитуляция" перед миротворцами.

Интересно, что РПЦ МП по-настоящему активно включилась в международную "миротворческую операцию" религиозных лидеров только на самом последнем этапе, ограничившись сухим и подчеркнуто "политическим" заявлением, в первой своей части практически дословно повторяющим аргументацию российского МИДа. Сколько-нибудь самостоятельный политический смысл документа можно усмотреть разве что в следующем пассаже: ействия, предпринимаемые без учета мнения международного сообщества, мнения большинства жителей Земли, разрушают сложившуюся систему международного права и межправительственных институтов. Первый удар по ее основам уже был нанесен бомбардировками Югославии, начатыми без санкции Организации Объединенных Наций и приведшими к разрушениям и гибели тысяч людей в центре Европы. Теперь готовится еще одна акция, которая может обратить в прах существующий мировой порядок. Нарушение правовых норм сеет хаос и произвол, ибо беззаконие всегда порождает еще большее беззаконие. "Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю" (Ос. 8. 7) - говорит Священное Писание".

Ничего особенно нового или оригинального в этих формулировках нет, но за официозом здесь можно увидеть следы той вполне почтенной политической идеологии, которой старается следовать церковный официоз — своеобразный "консервативный антиглобализм", сопротивление силовым акциям "Мирового жандарма" с позиции верности сложившемуся в эпоху создания ООН "двуполярному" мироустройству и международно-правовой системе... Сопротивление "Новому мировому порядку" весьма значимо для религиозных лидеров, поскольку при старом порядке их слово еще что-то значило.

Официальное церковное (и шире - религиозное) миротворчество всегда вызывало у людей верующих иронию, если не отвращение… В советской России такая реакция была вполне оправдана. Слишком уж сильно привязывалось официальное церковное миротворчество к изгибам внешней политики страны победившего атеизма — выезжавших за рубеж с миротворческими целями советских батюшек подозревали в шпионстве, иногда небезосновательно, а по поводу патриарших пасхальных посланий, в которой неизменно выражалось осуждение войны американских империалистов во Вьетнаме, ходила шутка, что отныне следует Пасхальное слово Златоуста начинать словами "Аще кто вьетнамолюбив...". Но советские времена кончились и для диссидентского юмора основания отпали, а вот борьба за мир – сохранилась. И в этой борьбе деятели РПЦ МП находятся теперь в стройном ряду религиозных лидеров всего мира, выражающих протест и пытающихся остановить войну. Тут-то и выяснилось, что участие советских церковных дипломатов во внешнеполитических играх предыдущего полувека было отнюдь не всегда фиктивным, как казалось многим.

Система церковного миротворчества, не имевшая значения сама по себе (поскольку чем дальше, тем больше в "неисламистских" странах голос религиозных лидеров по политическим вопросам имеет не более чем "совещательное" значение), выражала известную часть public opinion, не имея (в отличие от каких-нибудь профсоюзов) даже права общественного Veto. Однако в международной системе послевоенного мира, сосредоточенного на недопущении войны (и весьма преуспевшего в этом), церковные организации не как национальная, а как транснациональная, международная сила, структурированная в многочисленные экуменические или вроде того организации, играли весьма значительную роль. В частности, благодаря их усилиям милитаристская риторика оказалась под общественным моральным запретом...

Но в современном мире, похоже, уже нет той моральной силы, "вето" которой на американскую военную операцию могло бы быть поддержано "людьми доброй воли". В этой ситуации религиозный лидер-миротворец не имеет сколько-нибудь значимого голоса, будь он, в самом буквальном смысле, хоть Папа Римский….

Влиять на вопросы войны и мира религиозные лидеры в ближайшем будущем могут только косвенно - влияя на политику и общественное мнение своих стран, а не на международное сообщество и "людей доброй воли", коль скоро воля у нового миропорядка предполагается одна.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования