Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Любомир Гузар: уйти, чтобы остаться? Связан ли уход авторитетного украинского кардинала на пенсию с "новым религиозным курсом" украинских властей?


Вот уже неделю украинские СМИ, политики, религиоведы, публичные люди активно обсуждают добровольную отставку кардинала Любомира Гузара, главы Украинской Греко-Католической Церкви. Сам же патриарх искренне удивлен этим вниманием – ну, вышел человек на пенсию в 77 лет, что ж тут необычного? Тем более что разговоры об этой "пенсии" он вел уже два года. Но украинский бомонд упорно гадает на кофейной гуще, кто же будет его преемником – предстоятелем Церкви, на которой многие пытаются обосновать европейскую духовную идентичность Украины.

Трудно принять аналогии с добровольно-принудительным уходом президента России Бориса Ельцина, которые проводят в российских масс-медиа. Руководители разных структур – а Церковь и государство имеют принципиально несхожие задачи – и уходят по-своему. И их преемники тоже появляются по-разному.

Сколько имеется реальных претендентов на пост главы Украинской Греко-Католической Церкви? – спросили у Любомира Гузара после его заявления о том, что Папа Римский принял его прошение об отставке. "Пятьдесят! – ответил без колебаний иерарх. – Столько, сколько у нас епископов".

Этот ответ вполне в духе Любомира Гузара – мягкий юмор, ирония, толерантность и глубокий ум; понимание того, что достичь истины и не ошибиться человек, Церковь и государство могут лишь тогда, когда есть выбор. То, что уходящий предстоятель УГКЦ не назначил своего преемника, расценивается украинцами как смелый и весьма характерный для него поступок. Впрочем, даже если бы и назначил (хотя в это сложно поверить) или просто порекомендовал кого-нибудь одного, то и политики, и рядовые греко-католики, да и украинское общество в целом приняли бы это без раздражения. Сегодня, подводя итоги "понтификата" Гузара, СМИ часто обращаются к такой красноречивой статистике: моральным авторитетом для себя и для общества Любомира Гузара считают около 30 % украинцев, в то время как греко-католиков в Украине не более 10 %.

Одним из проявлений мудрости считают то, что мудрый человек никуда не спешит и везде успевает. Следуя этому правилу, Гузар решил, что настало его время уйти со своего ответственного поста после десяти лет руководства УГКЦ, что пришло время передать обязанности более молодому человеку. И два года, неспешно и спокойно, он готовил себя, Церковь и общество к этому факту.

Что сделано за десять лет его "понтификата"? По сути греко-католики, загнанные в подполье советским режимом, окончательно заявили о себе как о влиятельной общественной силе; экзархаты УГКЦ утвердились не только в Западной Украине, но и в восточных областях, и в Крыму; митрополия из Львова перенесена в Киев ("Мы вернулись!" - говорил Гузар); греко-католическую Церковь стали считать своеобразным "идентификационным кодом" украинцев. В этом контексте вполне закономерным выглядит предложение Любомира Гузара к сближению украинских конфессий на почве особой, "киевской" традиции христианства, отличной в равной степени и от "московской", и от "римской".

Действительно, репрессированная Церковь даже в ГУЛАГах и тюрьмах сохранила украинский язык, богослужебную культуру, книги, сакральные памятники и священников, которых в советские времена учили в подпольных семинариях, тайно посвящали в сан и которые, в свою очередь, также негласно крестили, причащали, венчали, отпевали.

Кардинал Любомир Гузар, родившийся в Украине, но получивший воспитание и образование в Америке и Европе, может позволить себе смотреть на процессы, происходящие в украинском обществе, более свободно и объективно, чем рожденные в СССР. Потому так легко и непринужденно он советует, как жить, не только верным УГКЦ, но и всем верующим, причем верующим демонстративно (в украинском обществе появилась такая особая каста – "TV-верующие", аналог российских политиков-"подсвечников").

Однако нельзя сказать, что он был как-то особенно приятен для властей. Гузар постоянно подчеркивал свою независимость от них и "долг печалования", напоминая, что Божий гнев падет на тех руководителей народа, которые не хотят действовать по законам правды, справедливости и милосердия. Он говорил, что власть боится Церкви, потому что религия делает человека свободным. А реальной свободе украинцев, по его мнению, мешают два фактора – неуважение властью воли народа и отсутствие самоуважения в обществе.

Некоторые злые языки успели заявить, что глава УГКЦ ушел именно сейчас, потому что испугался "неблагоприятной для униатов" власти Януковича и решил уйти от нее подальше. В это сложно поверить, особенно в контексте чуть ли ни ежедневных встреч верховного архиепископа с молодежью, представителями интеллигенции и журналистами. Может, он действует по принципу: "Уйти, чтобы остаться"?

Вероятно, Гузар искренне считает, что уходит вовремя. Но многим в Церкви и в Украине этот поступок представляется несвоевременным. Нельзя исключить того, что его отставка спровоцирует довольно активизацию деятельности поддерживаемого Москвой "альтернативного" движения отцов-василиан (так называемой "подгорецкой четверки", отделившейся от Синода УГКЦ и жестко его критикующей). Не исключено, что какие-то церковные или внецерковные силы попытаются влиять на следующего главу УГКЦ в своих интересах в такое смутное для государства время.

Сможет ли преемник Любомира Гузара противостоять им так, как его предшественник? Сумеет ли он завоевать авторитет в Церкви и в обществе? Сохранит ли весьма хрупкий мир и найдет ли взаимопонимание с представителями других конфессий – прежде всего УПЦ МП? Эти вопросы звучат буквально в каждом выступлении, посвященном уходу Гузара на пенсию. Но, пожалуй, самым острым является вопрос о взаимоотношениях с теперешней властью. И он, к сожалению, подразумевает несколько вариантов ответа…

Алла Бойко, Киев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования