Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Арабский мир: необходима осторожность! Перспективы перерастания демократической революции в религиозную


Народная революция в Египте, которая уже привела к власти военных и чревата значительным усилением исламистов, привлекла внимание международной общественности к одному из самых взрывоопасных регионов планеты – арабскому миру.

Египет – влиятельный партнер Запада на Ближнем Востоке - считался одной из наиболее быстро и динамично развивающихся арабских стран. Программы по освоению новых земель, их мелиорации и ирригации, строительству современных ферм и поселков осуществлялись, главным образом, за счет помощи США и Европейского Союза. Объекты финансирования только совместных оборонных программ достигают 1 миллиарда долларов в год.

Со времени подписания Кэмп-Дэвидских соглашений с Израилем позиция Египта стала важнейшим фактором сохранения мира на Ближнем Востоке. Каким бы ни был режим Мубарака, но он поддерживал нормальные конструктивные отношения с Израилем и препятствовал распространению терроризма, ограничивая сношения с Газой – этой кровоточащей раной на теле региона.

Если в Египте восторжествуют силы, проповедующие идеи "арабской и мусульманской солидарности", враждебно относящиеся к Израилю и США, это может иметь самые опасные последствия для международного мира.

Некоторые обозреватели на Западе и в России сравнивают волнения в Тунисе, Алжире и Египте с демократическими революциями в странах Восточной Европы. Это сравнение некорректно, прежде всего, потому, что в отличие от чехов, поляков и венгров, боровшихся за свободу, бунтующие массы в арабском мире возглавляют отнюдь не демократические лидеры.

Много говорят и пишут в эти дни о роли исламистов в последних событиях в странах Северной Африки и Ближнего Востока. И на то есть веские причины. Если интеллигенты, возмущенные коррупцией и засильем бюрократии, составляли небольшую группу революционных пропагандистов, выдвигавшую привлекательные лозунги, то действительное руководство мятежными массами осуществляли исламистские элементы. Ссылки на "умеренность" ряда мусульманских деятелей выглядят неубедительными в свете политических практик в "исламских республиках" - например, в Иране.

В Египте среди представителей оппозиции есть достойные люди. Особое внимание привлекает фигура Мохаммеда аль-Барадеи, лауреата Нобелевской премии, видного политического и общественного деятеля. Аль-Барадеи популярен в среде интеллигенции, предпринимателей и представителей туристического бизнеса (одной из основных отраслей экономики страны). Его могут поддержать университеты и предпринимательские союзы, но сможет ли этот ученый и политик подчинить уличную стихию нищих предместий, возглавляемую Ассоциацией братьев-мусульман и другими подобными организациями?

Основной принцип "Братьев мусульман", отраженный в их политической программе, гласит: "Коран – наша конституция". Они выступают за отказ от светского государства, за введение шариата, ограничение роли женщин в общественной жизни. Все эти требования несовместимы с демократией и правами человека.

Призывы М. аль-Барадеи "вывести Братьев-мусульман с холода" вызывают невольное опасение – а не окажутся ли в результате такой процедуры "на холоде" вместо исламистов прекраснодушные либералы?

Египетскому обществу и, прежде всего, его образованным классам стоит прислушаться к мнению старейшей в стране политической партии "Аль-Вафд" и части бывших сторонников Г.А. Насера, возражающих против "эмансипации" исламистов.

В части арабских стран, подобно Египту, важную роль играет фактор межрелигиозных отношений. Например, в Египте и Сирии христиане составляют от одной десятой до одной пятой доли всего населения. Для христиан неприемлемы ограничения традиционного ислама в области права и морали. В Каире, Александрии, Нубии и других регионах Египта, где существуют многочисленные общины христиан-коптов, любая программа исламизации может встретить серьезное сопротивление.

И эксцессы уже начались. Недавний взрыв в коптской церкви в Александрии, нападения уличных фанатиков на христианских священников, распространение материалов, возбуждающих вражду к немусульманским конфессиям, показывают, что над инаковерующими нависла серьезная опасность.

Включение "Братьев мусульман" в правительство неминуемо приведет к резкому обострению отношений между исламским большинством и христианским меньшинством населения Египта, а также поставит в положение изоляции образованную секуляризованную часть общества. В результате в стране может возникнуть конфликтная ситуация, которая будет носить не только религиозный, но и социальный характер. Под угрозой окажутся благополучие и собственность прозападно настроенной египетской буржуазии и стабильность экономики. Массовое бегство "больших денег" обрушит финансовую систему Египта. Немалые испытания ждут в этом случае и туристический бизнес.

Примеры Туниса и Алжир, пожалуй, подтверждают неблагоприятный прогноз развития событий в Египте.

Пример Турции, где правительство умеренных исламистов проводит вполне разумный политический курс и успешно развивает национальную экономику, вряд ли подходит для арабских стран. В Турции со времен К. Ататюрка проводились радикальные реформы, утвердившие светское государство и современный цивилизованный образ жизни. За минувшие десятилетия в турецком обществе сложилась система ценностей, во многом близкая западной.

Ничего подобного нет в арабских странах с их традиционным исламом и многовековым тяготением к идеям "великого халифата". Особенно опасны внешнеполитические последствия прорыва исламистов к власти, ибо они могут поставить под угрозу мирные отношения арабов с Израилем.

Разговоры о "продвижении Египта к демократии" не должны заслонить серьезной опасности – возобновления военной конфронтации на Ближнем Востоке.

Для международного сообщества главное – сохранить доброе наследие Кэмп-Дэвида – прочный и надежный мир в регионе.

После всего случившегося трудно не задать себе "провокационный" вопрос: быть может, авторитарные бюрократизированные режимы, некогда созданные светскими арабскими националистами, являлись куда "меньшим злом" в сравнении с возможным будущим, ожидающим народы этой части нашей планеты?

Юрий Ханжин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования