Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Традиционный держите шаг… Что значит призыв Путина после взрывов в Домодедово поддержать "традиционный ислам"?


Едва ли не на каждый резонансный теракт российские власти отвечают заявлениями о поддержке "традиционного ислама". Соответствущее заявление премьера Владимира Путина в связи с чудовищным взрывом в Домодедово 24 января не стало исключением из общего установившегося правила.

Встречающаяся при этом разница в выражениях "необходимо поддерживать" и "поддержка" напрямую связана с фактором времени. Лет 15 назад больше говорилось о теоретической "необходимости". Сегодня, когда официальные северокавказские муфтияты, позиционирующие себя хранителями "традиционного ислама", уже получают разного рода госдотации, - о реальной, практической "поддержке".

Вместе с тем, как сами мусульмане, так и чиновники разного уровня, весьма туманно представляют себе, каковы характерные признаки "традиционного ислама" и какой еще ислам существует. В самых общих чертах, все сводится к противопоставлению "ваххабитов" и "умеренных" и к рассуждениям о том, что "традиционное" для нас все, что "свое", а "нетрадиционное" - все, что привезено из-за рубежа. Однако реальная религиозная жизнь не ограничивается фактом генезиса того или иного вероисповедания (отечественного или занесённого). Да и само понятие "традиционный ислам" с учётом российского исторического бэкграунда выглядит совсем уж неоднозначно.

"Традиционный ислам" может обозначать, как минимум, три самостоятельных феномена: а) переполненный суевериями "народный ислам"; b) просвещённый джадидизм – предтечу красивой политкорректной концепции "Евроислама", наконец, с) традиционалистское общество, регулятором отношений внутри которого является шариат. Но ни того, ни другого, ни третьего в сегодняшней России в чистом виде не встретить.

Этнические мусульмане в поисках народных методов целительства предпочитают обращаться к экстрасенсам, а не к муллам, как это еще практиковалось в советские времена. Джадидизм – это уже область истории; он не определяет современную мусульманскую богословскую мысль, хотя ещё столетие назад являлся образовательным и теологическим мэйнстримом для мусульман Поволжья, Урала, Сибири и Крыма. Нет и традиционного общества, хотя бы в том виде, в каком оно существовало на Северном Кавказе или в татарских и башкирских деревнях на рубеже XIX-XX столетий. Мало того, что адат в XX веке оторвался от шариата - и такое случилось с мусульманами не одной России. Несмотря на сохранение северокавказскими этносами практически в нетронутом виде кланового принципа организации своих этнических сообществ, они уже трансформировались в городские или полугородские (урбанизированные) социумы. Даже чисто арифметически Шали с 40-тысячным населением несравнимо с тем же селением, когда там жили 2 или 3 тысячи человек. В Риме, перед тем, как туда возвратился из Авиньона папский двор (конец XIV – начало XV столетий), насчитывалось тоже всего 12 тысяч жителей.

Если в кармане русского чиновника имеется упрощённая антиэкстремистская подсказка о единственно верном критерии "традиционности" ислама, то живым образцом религиозной традиционности ему служит РПЦ МП, ссылающаяся в качестве доказательства первородства на многовековую богослужебную неизменность Восточной Церкви. При этом люди, представляющие самую "традиционную" религиозную организацию России, прекрасно владеют столь милой слуху столоначальников патриотической риторикой.

Политически протестный характер выбора молодыми людьми с Кавказа (а теперь уже и с Поволжья) так называемого "нетрадиционного ислама" достаточно очевиден. Точно так же, как и то, что официальный, подчеркивающий свою "традиционность" ислам неразрывно связан и тесно взаимодействует с властью. Дистанция между этими двумя мирами постепенно только увеличивается, и непонятно, какие методы могут быть оказаться эффективными при проповеди "традиционного ислама" среди тех, кто сознательно выбирает ислам "нетрадиционный". Российской власти все труднее удерживать в орбите если не своего влияния, то хотя бы контроля, протестные группы – как светские социальные, так и религиозные. 

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования