Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Дресс-код, как много в этом звуке… Израильский опыт внедрения одежды, основанной на традиционных запретах и ограничениях


Наблюдая за российской религиозной жизнью, не устаешь поражаться различию между "вершками" и "корешками". На низовом уровне, особенно когда рядом нет "чужих", американская политкорректность и толерантность проявляются, скажем так, далеко не всегда. Зато наверху, на официальном уровне, сплошь и рядом царствуют совет, любовь и единомыслие. Вот и сейчас, стоило о. Всеволоду Чаплину озвучить идею "общероссийского дресс-кода", как ее тут же поддержали и мусульмане, и иудеи. Oт имени последних выступил Андрей Глоцер - пресс-секретарь главного раввина России Берла Лазара, заявивший, что "если говорить о том, что в обществе должно быть некое негласное соглашение о скромности в одежде, мы, конечно, это можем только приветствовать".

Впрочем, для тех, кто хоть немного знаком с реалиями иудейской ортодоксии, в этих словах нет ничего неожиданного. Борьбу за дресс-код правоверные иудеи ведут, не щадя живота своего, вот уже много десятилетий. Так что в свете последних чаплинских выступлений этот опыт, как нам кажется, может быть интересен и другим россиянам.

Требования иудейского закона (Галахи) к женской одежде достаточно просты: она должна прикрывать колени и локти, и быть не слишком обтягивающей и открытой. Кроме того, женщине запрещено носить ярко выраженную мужскую одежду (аналогичный запрет, в отношении женской одежды, существует и для мужчин). Однако если кто-то думает, что иудейский дресс-код этим ограничивается, то он глубоко ошибается.

Прежде всего, практически во всех иудейских общинах, кроме самых либеральных, женщины не носят брюк. Объясняется это обычно тем, что брюки – мужская одежда, хотя запрет чаще всего распространяется и на чисто женские фасоны. Шутники уже много лет предлагают раввинам личным примером подтвердить свои слова, надев "женские" брюки хотя бы на Пурим, когда у евреев принято наряжаться в маскарадные костюмы. Те почему-то отказываются, но мнение свое не меняют.

Кроме того, в каждой общине есть свои требования относительно длины юбок и рукавов, плотности ткани, толщины колготок и чулок (которые во многих общинах считаются обязательными в любую погоду, включая сорокоградусные израильские хамсины), цвета одежды и многого другого. Ограничения касаются не только одежды: во многих ультра-ортодоксальных кругах негласно запрещены модные нынче приспособления для ношения детей слинги ("привлекает внимание"), женщины и девушки не ездят на велосипедах и роликовых коньках и т.д.

Важно отметить, что борьба за "дресс-код" проходит в полном соответствии со словами советской песни: есть у революции начало, нет у революции конца. Иными словами, нормы со временем становятся все более строгими, то, что поколение или два назад было в порядке вещей, сегодня считается едва ли ни развратом. Это касается практически всех общин. К примеру, известный в религиозно-сионистских кругах раввин Иегуда Брандес вспоминал, что во времена его детства религиозная публика обоего пола ходила на обычные пляжи и купалась в обычных купальных костюмах. Сегодня общепризнанной нормой считаются раздельные пляжи и бассейны, если же религиозной девушке приходится купаться в присутствии мужчин (например, в походе), то, скорее всего, она зайдет в воду, не раздеваясь.

Что касается ультра-ортодоксов, то здесь нормы изменились настолько, что при публикации старых фотографий сплошь и рядом приходится пользоваться ретушью и фотошопом – поскольку внешний вид жен и дочерей известных раввинов, которые теоретически должны служить примером для подражания, часто не соответствует современному дресс-коду: то рукава слишком короткие, то вырез на кофточке слишком низкий…

В последние годы борьба за "скромность" начала принимать уже совершенно клинические формы. Так, в Иерусалиме, Бейт-Шемеше и других ультра-ортодоксальных анклавах Израиля возникла "секта", представительницы которой носят своеобразную паранжу и черные перчатки до локтей, чтобы прикрыть каждый миллиметр тела. Впрочем, перчатки в этой группе считаются тоже недостаточно скромными, и некоторые дамы используют вместо них носки, чтобы нельзя было увидеть отдельных пальцев.

Как нетрудно догадаться, подобная клиника периодически сопровождается соответствующими эксцессами. Так, одна из последовательниц упомянутой выше секты (пресса окрестила ее "мамаша-талибан") была осуждена за жестокое обращение с детьми: "скромница" пытала их, используя электрошокер, ремни и булавки, не позволяла им обращаться к врачам и т.д.

"Перегибы", впрочем, случаются и в более либеральных кругах, где борьбе за "скромность" начинают уделять слишком много внимания. Так, некоторое время назад директриса одной из сионистских поселенческих школ отправила домой девушку, пришедшую на занятия, по ее мнению, в недостаточно скромной юбке. Поскольку между школой и поселком, где жила ученица, общественного транспорта нет (учеников в школу доставляет специальный школьный автобус), девочка несколько часов простояла под проливным дождем в ожидании попутки, после чего, естественно, слегла. Думаю, не надо объяснять, что директриса-праведница нарушила при этом не только божеские, но и человеческие законы – инструкции израильского минпроса категорически запрещают подобные подвиги. Но зато дресс-код был соблюден.

Так что хочется надеяться, что разговоры о дресс-коде так и останутся в России разговорами. Поскольку даже без учета специфики любых российских мероприятий, проводимых сверху, внутренняя динамика в таких случаях обычно такова, что не успеешь оглянуться, как уже оказался в таких краях, что небезызвестный опус Чудиновой покажется утопией.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования