Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Вот такие праздники… Новогодний взрыв в Александрии не только подорвал стабильность в Египте, но и бросил вызов глобальному диалогу религий


В наше время журналистам, держащим руку на пульсе религиозных событий в мире, видимо, нельзя уходить на новогодние и рождественские каникулы. Практика последнего времени показывает, что именно в такие моменты в религиозно-общественной сфере многих стран обязательно случается информационный (и не только) взрыв, волны которого еще долго будут давать о себе знать, если только со временем не породят еще один взрыв, подобный, или даже посильнее.

Итак, в новогоднюю ночь на 1 января в коптском кафедральном соборе аль Киддиссин (Всех Святых) в египетском городе Александрия раздался взрыв, унесший жизни 21 человека, а число раненных приблизилось к сотне. За взрывом, по предположениям, стоял пресловутый медиа-фантом "Аль-Каида", ранее, по некоторым данным,  призывавший "наказать" коптов за то, что будто бы две супруги неких коптских священников приняли ислам, но продолжают удерживаться своими мужьями помимо собственной воли. Действительно, разводы духовенства в Коптской Церкви категорически запрещены, но зачем же церкви взрывать?

Cовершенно ожидаемым был не менее сильный взрыв общественного негодования, последовавший сразу после трагедии. На похороны жертв взрыва в Александрии собралось более 5 000 человек, скандировавших лозунги: "Душой и кровью своей искупим Святой Крест!"; "Защитите нас от мусульман!" и т.п.

Президент страны Хосни Мубарак, а также министр внутренних дел Египта приписали данный инцидент проискам "иностранных враждебных сил" (под этим термином понимаются обычно вооруженные исламистские силы) и, разумеется, пообещали "оторвать голову змею экстремизма и терроризма" (идиома местного политического лексикона, соответствует нашему "замочить в сортире, сделав обрезание, чтобы больше не выросло").

Как и следовало ожидать, террористический акт достиг своей главной цели - навел полную сумятицу в умах, как в стране, так и в мире. Так, главная внутренняя оппозиционная сила Египта - "Братья-мусульмане" - высказались за возможный отказ от своей прежней позиции несогласия с возможным избранием президентом страны в будущем христианина-копта. Кстати, подобное утверждение, возможно, и способно хотя бы чуть-чуть разрядить обстановку. Чего не скажешь о полном ляпе с точки зрения дипломатии в высказывании Папы Римского Бенедикта XVI, призвавшего чуть ли ни президента Обаму остановить насилие в отношении христиан на Ближнем Востоке. Эта декларация вызвала также достаточно бурную реакцию, теперь уже ксенофобскую, с призывами к иностранцам вообще и Папе в частности не вмешиваться в дела Египта.

Межобщинное противостояние в стране нарастает, многие независимые СМИ говорят уже о том, что Египет находится на пороге гражданской войны. Действительно, отношения между мусульманами и коптами в стране в последнее время хуже некуда, и попытки раздуть их в общенациональный пожар носят целенаправленный характер (последняя из таковых имела место почти год назад у храма в Наг-Хаммади, причем по фактически аналогичному сценарию с явным учетом сакральности места и времени инцидента). Тогда последствия удалось предотвратить. Получится ли это сейчас?

Возможно, к моменту публикации материала выяснятся новые обстоятельства теракта в Александрии. Но даже с учетом имеющейся скудной информации можно проанализировать скрытые механизмы этой трагедии, или, иначе говоря, попытаться ответить на вопрос - кому и зачем это нужно?

Трагедия в Египте произошла по сценарию, уже не раз апробированному в других странах с мусульманским большинством населения. Происходит взрыв или иной инцидент рядом с храмом или иным местом поклонения религиозного меньшинства (вспомним взрывы в турецких синагогах, или более недавние взрывы в христианских храмах Ирака). Следствием этого является обострение межобщинных отношений внутри страны, а также негативная реакция международной общественности и, прежде всего, христианских Церквей и организаций. Реакцией на это, в частности, при нынешней ситуации в Египте является всплеск антизападной ксенофобии. Опять же (и это особенно заметно в случае с Египтом, одним из центров мирового туризма), у международного сообщества будут связаны руки для прямого вмешательства в ситуацию, из опасения навредить как своим гражданам, так и экономическим интересам. В результате египтяне берут решение задачи исключительно в собственные руки.

А задача эта, частью решения которой, видимо, был призван стать инцидент возле александрийского храма, предельно ясна: свержение режима Мубарака. Причем главной целью является не он лично (президенту 83 года), а сложившаяся за последние 30 лет в Египте политическая система - абсолютно закостенелая и неэффективная с точки зрения, например, такого важного фактора, как экономическая динамика и обеспечение гражданских свобод. Характерно, что в эти дни независимое издание "Аль-Масри аль Яум" ("Египет сегодня") писало: "Мы не должны прятать голову, словно в песок, за утверждения типа "за взрывом стоят некие иностранные силы". Нужно также учитывать социально-политические и культурные аспекты ситуации в нашей стране. Если бы ткань национального организма была достаточно прочной, никакой иностранной силе не удалось бы разжечь конфликт в нашей среде".

Режим Мубарака сегодня утратил реальную опору практически во всех слоях египетского общества, однако процесс этот латентен, и, может быть, поэтому, западные страны, а также Израиль, предпочитают делать в Египте ставку на сохранение статус-кво. На сегодня альтернативы Мубараку в технократической элите, пожалуй, нет. Зато она есть во внутренней исламистской оппозиции, мотором которой являются "Братья-мусульмане". Сам факт, что политический кризис в Египте выплескивается на улицы, в межобщинное противостояние, во многом свидетельство того, что за ним стоят силы, традиционно использующие недовольную улицу для решения своих политических задача, а это в большинстве случаев политические исламисты. Правда, "Братья-мусульмане" неоднократно и обоснованно декларировали стремление достичь своих целей исключительно мирным ненасильственным путем. Однако неизвестно, какая метаморфоза с ними произойдет при обретении политической силы и влияния. Так или иначе, но сегодня можно утверждать, что христиано-мусульманский диалог подорван, причем в таком значимом для этого диалога месте, как Египет.

Валерий Емельянов, ИАЦ  "Время и мир",
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования