Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Движение маятника. Прошедший год стал для старообрядческих согласий временем ухода из активной социальной жизни


Прошедший год для старообрядческих согласий, составляющих собственно условное понятие "старообрядчество", оказался, вольно или невольно, временем ухода из активной социальной жизни. Причин этому несколько. Но прежде всего стоит указать на все возрастающую социальную экспансию РПЦ МП и ее фактическое слияние с государственными структурами. На этом фоне старообрядчество, которое традиционно позиционировало себя как духовную альтернативу, несколько отступило в тень. РПЦ МП стала с новым Патриархом активным участником процесса модернизации и прагматизации духовной жизни россиян. Старообрядцы же, оставаясь в целом достаточно включенными в социальные процессы, вместе с тем, противостоят двум указанным тенденциям и в силу этого неизбежно маргинализируются. Надо заметить, что "альтернативность" старообрядчества сохраняется ровно до тех пор, пока социальный религиозный идеал, предлагаемый им, еще имеет какие-то точки соприкосновения с ценностными ориентациями большинства населения, считающего себя православным. Как только люди начинают осознавать несовместимость собственной жизни и ее ценности с древнерусским и старообрядческим идеалом, признак альтернативности исчезает, и старообрядцам остается только поддерживать статус кво в собственных согласиях и искать форм выживания в стремительно модернизирующемся обществе.

Впрочем, надо заметить, что модернизация и прагматизация общества в современной России носит очень поверхностный и часто обманчивый характер, в результате чего невозможно даже рассматривать самоотождествление людей с РПЦ МП как вполне религиозное. Скорее всего, мы имеем дело с одной из разновидностей социальной религии, которая все более утрачивает чисто религиозный характер, но при этом все теснее интегрируется с ценностями общества потребления и приспосабливается к сопротивляющейся изнутри реликтовой структуре народного сознания, тесно связанной с пережитками социальной архаики.

Начнем с самого закрытого и мало активного Поморского беспоповского согласия. ДПЦ сосредоточилась в уходящем году, в основном, на внутренней консолидации. Цели сплотить своих верующих были подчинены несколько молодежных съездов и заседаний Российского совета ДПЦ. Активно подключились к этой задаче духовные курсы при Невской старообрядческой общине в Рыбацком в Санкт-Петербурге. С другой стороны, ряд поездок, совершенных верхушкой РС ДПЦ, по северу России и по Уралу, показал, что многие региональные представители властей симпатизируют старообрядцам и без особой радости наблюдают социальную и экономическую экспансию РПЦ МП. Вполне возможно, что в новом году поморцы смогут завязать с региональными властями более тесные отношения.

Самое крупное поповское согласие, Белокриницкое, в течение года переживало сложные отношения между двумя своими частями - российской (РПСЦ) и зарубежной (Старообрядческая митрополия Белокриницкая, находящаяся в Браиле). В течение года большую активность, особенно в СМИ и блогосфере, развил архиепископ Американский и Новозеландский Софроний, благодаря усилиям которого была провозглашена "румынская экклезиология" старообрядчества, смысл которой состоит в том, что белокриницкий митрополит Леонтий является главой всех старообрядцев мира - наподобие того, как Папа Римский является главой всех католиков. С этой позиции происходил обмен посланиями между Браилой и Москвой летом и осенью, закончившийся тактической победой более традиционной точки зрения (равноправия двух митрополий) и девальвацией антимосковской риторики, а также курсом на совместный Собор.

Важной частью церковной политики архиепископа Софрония была поддержка христиан, отколовшихся от РПСЦ после Собора 2007 года, впоследствии разделившихся на несколько согласий. Однако после отказа от румынской экклезиологии поддержка разрозненных согласий ДЦХ БИ фактически сошла на нет. Собор РПСЦ 2010 года высказался в подчеркнуто миролюбивом духе по отношению к Белокриницкой митрополии, хотя в то же время и обозначил и ряд проблем, которые заботят старообрядцев-поповцев. Первой из таких проблем стала деятельность ряда христиан РПСЦ по пересмотру истории и хронологии. Выяснилось, что среди старообрядцев оказались отдельные сторонники "новой хронологии" Фоменко и Носовского, которая была на Соборе осуждена как имеющая антихристианский характер. Косвенным продолжением этого спора явился возникший уже в ноябре-декабре вопрос, поднятый А.Ю. Рябцевым о времени празднования Пасхи и о несовершенстве нынешней православной пасхалии, которое приводит к совпадению пасхальной седмицы с опресночной неделей еврейской Пасхи. Дискуссия еще не завершена, но кажется, что возобновление интереса к хронологии и ко времени празднования Пасхи – звенья одной цепи.

В течение года развивалась интрига с приглашением представителей РПСЦ к участию в написании курса Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ). Первоначальное намерение Минобрнауки состояло в сотрудничестве представителей старообрядцев РПСЦ и РПЦ МП при написании модуля Основы православной культуры. Но, хотя представитель РПСЦ и принял участие в написании курса самостоятельно, представители РПЦ МП, в частности, протодиакон Андрей Кураев, в резкой форме отвергли любую возможность сотрудничества со старообрядцами. Некоторые эксперты рассудили, что крайне резкая и агрессивная форма, в которой писал и говорил один из виднейших идеологов РПЦ МП, означает возврат главенствующего исповедания к жесткой миссионерской риторике 19 века. Впрочем, несмотря на пролоббированное РПЦ МП решение о монопольном участии на этапе апробации лишь учебника Кураева, учебник, написанный старообрядцами, получил поддержку светских ученых как написанный в нейтральном и приемлемом для всех ключе и в настоящее время принят к публикации тем же издательством, которое опубликовало все остальные учебники по ОРКСЭ.

В жизни РПСЦ также можно отметить несостоявшуюся архиерейскую хиротонию протоиерея Валентина Новожилова на Костромскую и Ярославскую кафедру, вдовствующую после кончины архиепископа Иоанна (Витушкина). Тот факт, что хиротония была отложена, можно считать прямым эффектом "старообрядческой демократии": церковная общественность заявила, что к кандидату остается ряд вопросов нравственного характера. В то же время состоялось поставление на Уссурийскую и всего Дальнего Востока кафедру священноинока Патермуфия (Артемихина), который возглавил старообрядцев, живущих в Бурятии и на Дальнем Востоке уже долгие годы без архиерейского окормления.

Что касается РДЦ, то внимания заслуживают два события, связанные между собой. Белорусская и Украинская епархия этой Церкви была разделена на две самостоятельные епархии, и на украинскую кафедру, центром которой избран Кременчуг, был рукоположен вдовый протоиерей Никола (Просин). Тем самым РДЦ выражает стремление к созданию полноценной канонической структуры со своим списком епархий.

И, наконец, Собор РДЦ, произошедший в декабре, накануне Нового года, принял ряд важных решений, из которых хотелось бы отметить одно: отныне участие или пребывание христиан в советское время в рядах комсомола или коммунистической партии приравнивается в РДЦ к отступничеству от Христа, что с необходимостью влечет за собой чиноприем бывших коммунистов через миропомазание.Это решение имеет, очевидно, две цели. Первая – выиграть симпатии альтернативных согласий новообрядчества, которые видят в старообрядцах альтернативу РПЦ МП, но которых отвращает "сергианство" старообрядцев, которые во время Второй мировой войны и в последующие годы приобрели легальное положение и даже обращались с торжественными, а порой и хвалебными речами к руководству советского государства. Один из представителей альтернативного ИПЦ-интернет-сообщества даже разместил в Сети большую статью о сергианстве старообрядцев, которое, по его мысли, должно было закрыть вопрос о возможности диалога с ними. После нынешнего решения отдельные представители ИПЦ, более всего озабоченные вопросом о "сергианстве",  смогут, вероятно, считать старообрядцев последовательными антисоветчиками. Вторая причина такого решения РДЦ связана, вероятно, с предстоятелем РПСЦ Митрополитом Корнилием. Митрополит Корнилий, будучи в детстве крещенным старообрядцем, вступил в юности из соображений карьерного конформизма в ряды Коммунистической партии, однако впоследствии вышел из рядов КПСС и покаялся в этом своем поступке. Нынешнее решение РДЦ в некотором смысли перекрывает возможность для дальнейшего диалога между двумя крупнейшими согласиями старообрядческого поповства и пытается представить РДЦ как совершенно самодостаточную и независимую конфессию.

Таким образом, старообрядцы, с одной стороны, дистанцируются от РПЦ МП и тех государственных структур, которые слишком сильно аффилированы с ней, но, с другой стороны, стремятся сохранить свою идентичность и противостоять тенденциям модернизма. Под влиянием центробежных сил весьма значительными были разграничивающие тенденции, что не исключает, впрочем, возможности обратного движения маятника в наступающем, 2011, году.

Виктор Иволгин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования