Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Тибетская солидарность


Тибетцев в Москве всего восемь человек, но бывают такие дни, когда начинает казаться, что их здесь сотни. Это потому, что в последние 30-40 лет, когда Запад активно открывал для себя "источники духовности Востока", поддержка права тибетского народа на самоопределение считалась обязательным атрибутом демократического образа жизни.

…Кажется, что сам вид краснознаменных митингов и демонстраций, съездов и пленумов ЦК КПК на фотографиях и в телевизионных новостях из КНР достаточен, чтобы прошедший советскую "выучку" россиянин вынес суждение о характере отношений государства и религии в нынешнем Китае. Величественные монастыри Тибета, его особая письменность, язык и культура, популярность тибетской духовности в современном мире, естественно, должны вызвать у коммунистических лидеров Китая мощную аллергию. Они понимают, что уничтожить стремление тибетцев к независимости можно, лишь заставив жителей этой прекрасной горной страны забыть подлинную тибетскую культуру, на месте которой должна возникнуть единообразная коммунистическая идейность. Для этого в качестве государственного на Тибете введен китайский язык, тибетские школы закрыты, репрессии следуют лишь за то, что в доме тибетца нашлись фотографии или работы правителя Тибета в изгнании Далай-ламы ХIV.

"Маргинализация тибетцев в их собственной стране" – вот что более всего беспокоит находящегося в политическом изгнании Далай-ламу XIV. Хотя в Москве тибетский буддизм исповедуют только две общины - Московский буддийский центр ламы Цонкапы и "Дзогчен-центр", - но группы Римэй, Ньингма, Сакья и все "этнические" буддисты России в Калмыкии, Бурятии и Тыве считают его своим учителем и наставником. Этого в последнее время "не замечают" российские политики – мировой лидер буддистов стал для России "невъездным". Зато везде вхож патриотический падито-хамбо-лама Дамба Аюшеев, который в свое время заявил в адрес Далай-ламы: "Бурятские буддисты очень уважают его как духовного лидера, но считают, что его вмешательство во внутренние дела бурятских буддистов нежелательно". И на Саммите тысячелетия в Нью-Йорке Аюшеев промолчал, когда выяснилось, что генеральный секретарь ООН вычеркнул из списка приглашенных духовного руководителя буддистов, которого китайская делегация обвинила в "незаконном стремлении к независимости Тибета", чтобы "не нагнетать страсти". Тогда по этому поводу заявил протест другой религиозный деятель - лауреат Нобелевской премии мира, южноафриканский епископ Десмонд Туту.

Сорок четыре года пребывания Тибета под властью Китая – это много, но бывает, что страны возрождаются и через многие десятки лет. Основатель и режиссер "Театра дю Солей" Ариана Мнушкина, привозившая в Москву спектакль "И ночи стали бессонными", посвященный бежавшим от китайской оккупации во Францию тибетцам, говорит: "Даже если часть людей перестала верить в исполнение мечты, это их проблема. И это не основание для того, чтобы отказаться от поиска лучших путей совместной жизни. Мир еще предстоит создать. Чтобы, по выражению буддистов, любовь, сострадание существовали как реальная данность. Спектакль выполнит свою миссию в том случае, если у зрителя возникнет мысль: "Мне бы хотелось быть вместе с этими людьми, и в наше время в жизни есть место эпопее! Пусть нельзя больше открывать необитаемые острова, зато возможны другие открытия - открытия человеческой солидарности".

Валерий Никольский, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования