Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Под музыку Илариона прошел 2010 год, второй год патриаршества Кирилла и первый год церковной "реституции"


Наверное, не будет преувеличением сказать, что уходящий год стал временем жесткого противостояния Церкви и учреждений культуры в России. Готовившийся в течение всего года скандальный законопроект о возвращении имущества религиозным организациям породил мощную медиаволну и принес РПЦ МП серьезные репутационные потери. Некоторые СМИ даже писали в связи с принятием законопроекта об "антимиссионерском ходе" Патриарха Кирилла, пытаясь надавить на чувствительную для него точку.

Церковное лобби так и не пошло навстречу музейному сообществу, пытавшемуся внести в реституционный сценарий некоторые коррективы. А именно: исключить из сферы действия закона памятники истории и культуры, как движимые, так и недвижимые. Отказаться от использования понятия "имущество религиозного назначения" в применении к объектам культуры, получившим статус музейных памятников и ставшим общенациональным культурным достоянием.

С 1 января 2011 года вступает также в силу Федеральный закон № 83-ФЗ, принятый еще в мае 2010 г. По этому закону совместное использование храмов музеями и приходами, музеями и епархиями будет прекращено. На недавнем епархиальном собрании города Москвы Патриарх Кирилл расценил отказ государства от совместного использования объектов культурного наследия Церковью и музеем как "добрую новость". Позволим здесь не согласиться с мнением святейшего: такое решение может выйти боком отечественной культуре. Мы имеем замечательные образцы сотрудничества Церкви и музеев: например, храм при Третьяковской галерее. И совместное использование музеем и религиозной общиной памятника с точки зрения сохранения культурного достояния предпочтительней, чем передача его в церковные руки.

К сожалению, несмотря на раздававшиеся в церковной ограде голоса о необходимости ответа на музейный "вызов", руководство РПЦ МП не сделало никаких реальных шагов в эту сторону.

На каноническом уровне, на уровне Синода, так и не были приняты решения об отношении к памятникам старины как к части церковного Предания, с соответствующими выводами. Буксует идея с созданием общедоступных церковных музеев, вместо них обществу предлагают проекты православных диснейлендов и прочие сомнительные затеи. Симптоматично, что активно заявлявшая о себе на Рождественских чтениях в течение всех лет их проведения секция церковных музеев теперь отсутствует в повестке дня этого знакового мероприятия.

Так и не был создан Музейный синодальный отдел РПЦ МП, наделенный широкими властными полномочиями. Вместо него появился Патриарший совет по культуре, в задачу которого не входит забота о памятниках старины, переданных Церкви.

Создание Патриаршего совета вроде бы должно было придать новый импульс диалогу Церкви и общества. Однако назначение на ключевую должность ответственного секретаря совета "духовника Путина", скандально известного архимандрита Сретенского монастыря на Лубянке Тихона (Шевкунова), зачеркнуло саму идею диалога. Беда архимандрита Тихона и других находящихся в его орбите деятелей, вроде патриаршего пресс-секретаря о. Владимира Вигилянского, в том, что они привнесли в церковную ограду дух идеологических разборок и театрального закулисья.

В уходящем году РПЦ МП не только пробила закон, позволяющей ей претендовать на лакомые кусочки собственности, но и обозначила новый фронт наступления. "Отдельным вопросом обязательно встанет проблема возвращения икон, изъятых из действующих ныне храмов", - заявил на сайте "Богослов.Ру" о. Вигилянский. Ладно бы речь шла о работах XIX века. Возвращения их в храмы требует элементарное чувство справедливости. Но ведь наверняка в центре борьбы окажутся древние иконы. И, значит, в перспективе они могут разделить судьбу Боголюбской иконы Божией Матери.

Из других знаковых событий, характеризующих взаимоотношения Церкви и культуры в уходящем году, можно упомянуть возвращение в кинематограф о. Охлобыстина, ценой которого стал временный его запрет в священнослужении, а также выставку современного искусства "Двоесловие/Диалог", устроенную в притворе храма святой Татьяны при МГУ. Эта выставка стала "меморандумом о намерениях" найти общий язык между актуальным искусством и религиозными традициями. Среди фигурантов этой акции оказались участники "последней безбожной" выставки "Осторожно, религия!" (2003 год). Уже одно это обстоятельство свидетельствует в пользу общения и диалога.

Хотя, конечно, реальный диалог между Церковью и культурой зависит не от состояния переговорного процесса, а от духа творчества, питающего всех и вся. Если в церковных общинах жив такой дух, то будут появляться и художники, и писатели, и режиссеры, своим творчеством убеждающие людей без лишних слов.

Этот дух нам являют замечательные христианские поэты оо. Константин Кравцов, Сергий Круглов, написавшие в этом году немало прекрасных стихов. Но кто их слышит, знает?

Культура сегодня в загоне, она мало кому интересна. На московском епархиальном собрании народ, кажется, оживлялся только тогда, когда начиналось обсуждение зарплат клириков, и тихо засыпал, когда в центре обсуждения оказывались вопросы духовного образования и культуры.

Культура и, как ее вариант, музыка способствует сну. Под музыку, особенно если исполняется сочинение митрополита Илариона (Алфеева), спится хорошо и благодатно. Как бы только не улетучилось во время этого сладкого сна наше культурное достояние.

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования