Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кому и зачем нужен РАИС? В России появилась еще одна - четвертая по счету - мусульманская религиозно-общественная структура


Недавнее создание Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), названной в учредительных документах "Всероссийским муфтиятом", cвидетельствует только об одном: в стране создана еще одна (четвертая по счету) централизованная мусульманская религиозно-общественная структура с громким названием, глобальными целями и одному только Аллаху ведомыми реальными возможностями для достижения этих целей.

Впрочем, одна цель достигнута - информационная. Маргинальные "муфтии" (иначе как в кавычках по отношению к российской действительности это понятие использовать нельзя) из структур таджуддиновского ЦДУМ и Координационного центра мусульман Северного Кавказа получили возможность заявить о своем существовании на всю Россию. Как известно, глава Пермского духовного управления в составе ЦДУМ, один из активистов новосозданного "Всероссийского муфтията" Магомедгали Хузин в свое время участвовал в "путче" против Талгата Таджуддина и после подавления бунта ушел в глухую информационную тень (напомним, именно он отвечал за не слишком масштабную медиа-деятельность в ЦДУМ). Так же, в результате внутренних разделений, в рамках Координационного центра мусульман Северного Кавказа образовалось Духовное управление мусульман Ставропольского края, глава которого Мухаммад Рахимов (личность, не известная широкой общественности) стал главой РАИС-ВМ.

Мусульманские эксперты и публицисты почему-то сразу же поспешили увидеть за этой инициативой "либерально-сионистский заговор" и "злой гений" православного "правозащитника и исламоведа" Романа Силантьева. Все это, однако, представляется преувеличенным. Роман Анатольевич, судя по фотографиям, очень хороший человек, с добрым лицом. И далеко не гений в исламских вопросах. И если данная инициатива хотя бы в какой-то мере мотивирована теми мыслями, которые он неоднократно излагал в своих работах, то вывод следует один: если дело надо загубить на корню - зовите исламоведа из Всемирного русского собора.

Во-первых, крайне неудачно выбран момент создания новой структуры, если она призвана стать не просто альтернативой, но влиятельной альернативой существующим мусульманским объединениям. Для этого нужно, чтобы в ныне существующих ЦДУМ и Совете муфтиев России сложилось бы очень кризисное положение. Такого, однако, не происходит. Определенный авторитет сохраняет Шейхулла (Талгат) Таджуддин, старейший из российских муфтиев, имеющий к тому же полноценное исламское образование. Сохраняет, даже несмотря на все известные свои поведенческие особенности. Они в какой-то мере способствуют, если и не харизме, то известности, что порой тоже немаловажно. Совет муфтиев России, в свою очередь, продолжает укреплять свои позиции, пусть не как духовный лидер, но уж точно как ведущая административная и экономическая структура российской уммы. Об этом, в частности, свидетельствует и то, что российское государство на самом высоком персональном уровне продемонстрировало намерение сотрудничать именно с СМР Гайнутдина и близким к Совету муфтиев Координационным центром мусульман Северного Кавказа. И этот процесс идет, даже несмотря на всем известные проблемы и инциденты последнего времени.

Какую новую "прорывную идею", жизненно необходимую для того, чтобы занять свое место под солнцем, предложила РАИС? Если таковой считать диалог "с братской православной Церковью" и взаимодействие с полувиртуальной структурой советского образца, возглавляемой к тому же зарубежным и шиитским деятелем Аллашукюром Паша-заде, то здесь малоизвестные муфтии в своих вероподданических порывах явно пока уступают тому же Таджуддину, несколько лет назад публично озвучившему собственное горячее желание поцеловать туфлю у Патриарха. Ну, а если говорить более серьезно, то очевидно, что государство именно с исламом предпочитает и предпочтет в дальнейшем вести диалог в сугубо светском формате и непосредственно, без оглядки на РПЦ МП. Все же Восток – дело тонкое, а ислам - не только религиозное исповедание, но также и большая политика с экономикой, в том числе и с международной.

У новой организации очень говорящая для мусульманского уха аббревиатура – РАИС. По-арабски слово "раис" означает "предводитель", а также руководитель государства, но не монарх, а президент. Хотя о каком согласии, которого нужно достигнуть, идет речь в качестве цели? Оно и так имеется, поскольку все мусульмане, несмотря на различия вторичного плана, полностью согласны с пятью основными столпами веры. Поскольку из документов новой структуры со всей очевидностью следует, что стратегической целью ее является создание единого российского муфтията с единым руководителем, то логичнее было бы назвать новообразованную организацию Российской ассоциацией исламского единства или единения (сокращенно будет, скажем РАИЕ). Но это не очень привычная для русского языкового обихода встреча трех гласных сразу, а у мусульман сразу же может вызвать фонетическую ассоциацию со староарабским и старотурецким "райя" - стадо, как в Османском халифате именовали немусульманское податное население.

Но главное - такой цели новой организации не достичь. Во-первых, по причине того, что она пока объединяет всего лишь нескольких представителей не самых репрезентативных объединений мусульман в пяти регионах России, причем четыре из них - это малочисленные группировки, отколовшиеся от существующих структур в Пермской области, Ставрополье, на Урале и в Мордовии, а "рязанский муфтият" может оказаться, по имеющейся информации, вообще виртуальной структурой. Во-вторых - такое начинание для России в последние годы не ново, и тут уже накоплен некоторый негативный опыт. Вспомнить относительно недавнюю инициативу нижегородских мусульман, хорошо продуманную и организованную, да к тому же опиравшуюся на более чем солидный финансовый ресурс чеченских олигархов Джабраиловых. И причиной тому - отнюдь не злокозненные "исламоведы", а вполне объективный расклад в умме нашей страны. Опыт, в том числе и мировой, показывает, что возможность создания единых мусульманских административных структур с единым начальством существует лишь в собственно мусульманских странах, население которых достаточно гомогенно с точки зрения этничности и следования определенному толку ислама. А вот для стран, где мусульмане не являются большинством и, главное, не принадлежат к единой этнокультурной и богословской традиции, создание единых структур фактически невозможно. Кто может назвать имя верховного муфтия США или Великобритании, учитывая, что мусульманские общины в этих странах весьма значительны? Никто. Потому что таковых просто нет в природе.

Валерий Емельянов, ИАЦ "Время и мир",
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования