Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"И звезда с звездою говорит…". Реституционный закон наделяет его творца - Владимира Путина – неформальными полномочиями обер-прокурора правительствующего тандема


Россия мало-помалу втягивается в большой электоральный цикл 2011-12 годов. Пиар правительствующего тандема из формата текущих напоминаний о высшем руководстве страны в стилистике "Родина слышит – Родина знает" переведён на предвыборные рельсы. Однако остаются неясными ключевые моменты грядущей избирательной кампании. К числу таковых в демократических странах обычно относят подлинно конкурентный выбор и изначальную незапрограммированность результатов голосования. Пока же непонятно, что ждет россиян - более или менее демократическая процедура либо провозглашение "наиболее достойного" претендента на самом пороге юридического старта кампании.

Несмотря на разные прогнозы, очередное повторение операции "Преемник" представляется наиболее вероятным. Дмитрий Медведев, как и подобает действующему президенту, добивается переизбрания на второй срок. Хотя бы уже поэтому к Медведеву совершенно неприложимо определение "хромая утка". Заимствованное из американского политического лексикона оно то и дело всплывает в аналитических прогнозах при обсуждении темы "2012". Но о какой "хромой утке" может идти речь, если рейтинги премьера и президента в самое последнее время практически выровнялись и разнятся уже в пределах статистической погрешности? 

В противоположность президенту электоральное амплуа Владимира Путина пока менее определённо. С одной стороны, Путин - демиург существующей политической системы и гарант "суверенной стабилизации". Он обеспечивает связь разных по своему генезису, возможностям и степени влияния элит. Элиты, в свою очередь, остаются верны присяге, данной Путину когда-то в его прежней должности. Нынешняя же должность премьера и вовсе не требует никаких электоральных подтверждений. Вопреки прогнозам, болезнь "расходящегося косоглазия" у элит, которые вот уже три года видят перед собой не одного, как это было всегда, а сразу двоих руководителей государства, не развилась. И этому есть довольно простое объяснение. Кто бы что ни говорил про определяющую роль в тандеме Путина, в период президентства Медведева Россия не перестала быть государством с гиперпрезидентским институтом. 

На первый взгляд, соправители состязаются в завоевании большей популярности у избирателей. Стало уже приметой: если высказывается на определённую тему один, вскоре обязательно сюжет подхватывает и развивает другой. Бессмысленно пытаться понять, кто в тандеме начал первым сравнимую с футболом игру претендентов, представляющих одну команду, или кто из них, приняв переданный партнёром мяч, отправил его обратно. Проще признать некую общую согласованность их действий. 
Участие президента и премьера в религиозных делах – пожалуй, наиболее яркое тому подтверждение. Тем более что относится оно к ещё более раннему – непредвыборному - периоду.

В 1993-м Россия, порывавшая с коммунистическим наследием, объявила себя светским государством. В то же время развитие соответствующей этому статусу законодательной базы, помимо Конституции, в стране даже не начиналось. Закон "О свободе вероисповеданий", который регулировал главным образом порядок приобретения и утраты статуса юридического лица религиозными организациями, был принят ещё в РСФСР (1990 год). Пришедший ему на смену в 1997 г. закон о свободе совести не привнёс ничего нового, но был уже куда менее демократическим по части доступности для верующих возможностей публичной реализации своих гражданских прав. Законодательство России как светского государства остановилось на точке 1997 года. И, как следствие этого, реальную религиозную политику государства стала определять РПЦ МП, превратившаяся в партнёрскую организацию государства. В сегодняшней России уже ничего не делается без оглядки на мнение Патриарха и многочисленных архиереев. Не всегда власть идёт навстречу абсолютно всем пожеланиям "титульной Церкви", но относится к её предложениям определённо с пониманием. 

Владимир Путин в бытность свою президентом стремился уходить от решения таких острых вопросов, как ОПКизация школы и капелланство в армии с помощью вывода проблемы на иной бюрократический уровень, т.е. кулуарно и без подключения юридического механизма защиты светского государства. Так, в частности, школьный и региональный компоненты образовательных программ оказались переведены на единый образовательный стандарт.

Решение отложенных ранее проблем досталось преемнику. ОПК, капелланы и участие религиозных организаций в социальной сфере санкционировал президент Дмитрий Медведев. Тут же из недр правительства вышел куда более революционный по своим последствиям реституционный закон, потенциальная конфликтность которого очевидна, как и приоритет интересов государственных структур в этом процессе. 

Реституция даёт самому Путину – гаранту "суверенной стабилизации", стремящемуся стать русским Дэн Сяопином, – дополнительный инструмент контроля, как за привилегированной Церковью, так и за элитами, которые демонстрируют лояльность РПЦ МП.

Так что Владимира Владимировича можно поздравить с ещё одной неформальной, но очень важной должностью. Обер-прокурора правительствующего тандема.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Сredo.Ru"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования