Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Утечки идентичности. Интернет-войны как угроза старообрядчеству


Выплеснувшаяся в Интернет благодаря "WikiLeaks" скандальная переписка дипломатов, в которой в отношении глав различных стран употребляются презрительные и унизительные выражения, открываются всевозможные тайны и стратегические планы, заставляет по-другому посмотреть на недавние события в старообрядческих согласиях.

За последние годы наличие Интернета качественно изменило климат и порядок дискуссий в закрытых православных сообществах. Появились сетевые форумы с анонимными собеседниками, блоговые дискуссии, "сливы" информации и даже старообрядческие "сетевые" тролли… Одни старообрядцы заговорили об опасности интернет-обсуждений и даже о вредности открытой информации о жизни согласий, о встречах и мероприятиях. Другие, наоборот, бросились осваивать на просторах глобальной сети методики и техники "сетевых войн".

Рассмотрим два последних скандала, связанных с 1) утечкой из канцелярии Архиепископа Белокриницкого и всех древлеправославных христиан Митрополита Леонтия (Изотова) переписки между Москвой и центром старообрядческой Белокриницкой митрополии в Браиле (Румыния), а также 2) открытым письмом о нестроениях в Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ), возглавляемой Патриархом Александром (Калининым).

В первом случае на фоне сложной ситуации в РПСЦ, пытающейся нащупать свой потерявшийся путь в новых непростых условиях, возникает образ перешедшего в старообрядчество из РПЦЗ(Л) и живущего в Германии Андрея Прасолова, поставленного в Браиле во священники. О. Андрей Прасолов ведет активную информационную деятельность в рамках созданного им агентства "НИТА-пресс", на сайте которого он выступает как клирик Белокриницкой митрополии, обличая руководство митрополии Московской. Предполагается, что покровителем сайта является архиепископ Американский и Австралийский Софроний (Белокриницкая митрополия), который в течение последних лет бескомпромиссно обличает московское старообрядческое священноначалие. Разумеется, что в ходе этой борьбы архиепископ Софроний попал в резонанс с так называемыми "раздорниками" РПСЦ. Дело в том, что  после Освященного Собора 2007 г., рассматривавшего обвинения против Митрополита Корнилия и вставшего на его сторону, из РПСЦ ушло несколько групп клириков и мирян (наиболее заметные - группа о. Елисея Елисеева и группа иерея Александра Черногора), которые сразу включились в активную интернет-деятельность. Поскольку реальная численность этих групп невелика, их лидеры компенсируют недостаток реальной жизни деятельностью в сети. Несколько сайтов и форумов сосредоточились на активной критике руководства РПСЦ, подняв волну негативизма в отношении этой крупнейшей старообрядческой Церкви.

В результате на острие обсуждения оказались практически все хоть сколько-нибудь значительные фигуры РПСЦ: от не очень опытных приходских священников до Митрополита Корнилия. В Интернете были названы и обсуждены практически все проблемы этой Церкви. В мае нынешнего года, когда встал вопрос о переходе от критики к положительной программе, оказалось, что группы "раздорников" между собой не могут согласиться. Единство фронта, вроде бы, распалось. Но тут о. Елисей Елисеев решил сыграть на противоречиях двух митрополий, Московской и Белокриницкой, заявив, что его группа ("христиане РПСЦ, отделившиеся от Митрополита Корнилия") признает главенство румынской Белокриницкой митрополии, а Московскую считает "неканонической", т.к. она была в 1988 г. создана "с нарушением канонов". Конечно, надежд на признание этой группы со стороны Белокриницкой митрополии было мало, но надежда на интернет-волну была.

В эту кампанию сперва тихо, а потом уже и явно включился упомянутый выше сайт "НИТА-пресс". Главным его достижением в рамках нынешнего противостояния можно считать публикацию в начале ноября закрытой переписки двух Митрополитов относительно визитов и общего Собора в Белой Кринице. Однако риск такой публикации оказался для редактора сайта неоправданным. На своем малом Соборе 18 ноября Белокриницкая митрополия осудила деятельность о. Андрея Прасолова в Интернете и создала комиссию по примирению. Так оказалось, что "утечки" не стали инструментом церковной политики, а наоборот – послужили консолидации.

Вторая история – открытое письмо двух представителей РДЦ, скорее всего клириков, подписавшихся как "прекратившие молитвенно-евхаристическое общение с еретическим руководством РДЦ, древлеправославные христиане". Они критикуют Патриарха РДЦ Александра (Калинина), обвиняя его и его клир в "экуменической деятельности". Под этим понимается молитва за "безбожные или еретические" власти РФ, поминовение "на проскомидии" членов РПЦ МП и РПСЦ  и чрезмерно близкие контакты с руководством РПЦ МП, а также участие в работе комиссии о. Иоанна Миролюбова, созданной при ОВЦС МП. Каков будет ответ руководства РДЦ (и, прежде всего, ее главного идеолога протоиерея Андрея Марченко) на эту пиар-кампанию, можно предположить достаточно уверенно: ее предпочтут не заметить. По тональности открытое письмо очень напоминает обвинения "раздорников РПСЦ", которые также обличали Митрополита Корнилия (Титова) в "экуменическом сближении" с РПЦ МП.

Вопрос о целенаправленности обоих скандалов пока остается открытым. Совершенно очевидно, что российским властям сейчас не нужны какие-либо "разборки" между староверами, от которых, скорее, ждут позитива – например, инициатив в области сохранения культурного наследия. Нужны ли подобные скандалы руководству РПСЦ или РДЦ? Ведь если произойдет их сближение, встанет вопрос "кто главный?"… Однако сближение на настоящий момент практически затормозилось и без всяких скандалов.

Что же касается господствующего исповедания, то здесь остаются вопросы. В условиях превращения РПЦ МП в ведомство православного исповедания при кабинете министров, падения авторитета Патриарха Кирилла, все более растущего недовольства политикой Церкви в области экономики, образования и т.п., спрос на церковную "альтернативу" хорошо просматривается в ближайшей перспективе. Различные "осколки" ИПЦ загнаны в подполье и воспринимаются как маргинальные, а вот старообрядчество действует во вполне легальном поле и более доступно для общественного внимания.

Так что поддержка конфликтов среди старообрядцев в тлеющем, но активном состоянии путем интернет-манипуляций вполне может помешать даже туманным мыслям о возможности их объединения в одну Церковь. Ведь традиция подобного рода технологии в истории уже была: на Рождественских чтениях 2009 г. историк А. Знатнов сделал доклад, в котором рассказал, как Синод митрополита Сергия (Страгородского), заметив сближение старообрядцев и единоверцев и увидев в нем угрозу "альтернативы", приложил усилия для недопущения такой консолидации. В 1929 г. он сумел приостановить этот процесс путем снятия клятв на старые обряды, а затем волна массовых репрессий сровняла все с землей.

"Утечки", открытые письма и другие приемы "сетевых войн" потихоньку становятся обыденным явлением в старообрядческой церковной политике. Это показывает, что старообрядческий мир все более становится подвержен тому информационному разложению, которое является важной чертой в наступлении современного технологичного мира на остатки традиционных консервативных конфессий. Впрочем, то, что старообрядцы начали осознавать опасность своего включения в этот процесс, уже немало.

Михаил Терпигорев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования