Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Как молиться о Льве Толстом? Он мог ошибаться в своих религиозных воззрениях, но одна из причин этого - дефекты "государственной церковности"


Культурная часть человечества 20 ноября 2010 года отметила столетие со дня смерти Льва Николаевича Толстого. В России, правда, эта круглая дата прошла практически незаметно. Да, к юбилею появилось несколько книг (самая нашумевшая из которых, безусловно, работа Павла Басинского "Бегство из рая", получившая премию "Книга года"). Да, в Российской государственной библиотеке прошла конференция, посвященная русскому гению, а в РИА "Новости" - дебаты "Культурное наследие Льва Толстого". Но верхи не подали особых сигналов к празднованию - и низы промолчали, а Церковь, разумеется, не благословила.

Для сегодняшней России фигура Толстого слишком проблемна – и в смысле его учения о простоте и бедности, и в смысле его духовных исканий с "антицерковным" оттенком. Он неудобен и элите светской, и элите церковной. Поэтому молитва о душе писателя так и не прозвучала в публичном пространстве.

Знаменитое "Определение" Святейшего Синода о графе Толстом нельзя рассматривать как анафему. Согласно опубликованному 24 февраля 1901 года в "Церковных ведомостях" тексту, граф Л.Н. Толстой был отлучен от причастия, констатировалось, что он не являлся членом православной Церкви. Указывая на факт его отпадения, Церковь в то же время признавала выдающийся литературный талант Толстого и даже призывала молиться за писателя.

Конечно, Церковь не может молиться за Толстого соборно, во время совершения таинств. Но, например, частным образом, на литии – почему бы и нет? Разумеется, стандартный текст молитвы придется несколько подкорректировать применительно к данному конкретному случаю. Но принципиального запрета на такое моление в "Определении" Синода мы не находим.

Тем более нет запрета на молитвы за Льва Николаевича Толстого вне стен храма. И такие молитвы должны звучать. Толстой дорог русской культуре. Если мать вымаливает у Бога душу своего погибшего нечестивого сына, то тем более православным следует молиться о душе этого писателя. Его творчество неотделимо от России, от миллионов людей, души которых он преобразил. Он сказал много важного и ценного в отношении богатства, милосердия, доброты. Гениальность Толстого – дар Божий. И он принес многие достойные плоды этого дара.

Да, он не был прав в своих религиозных воззрениях. Но эта его неправота отчасти была обусловлена недостатками исторической Церкви, дефектами российской "государственной церковности" накануне своей катастрофы. К тому же очень важно, что после своего ухода из Ясной Поляны Толстой направился не куда-нибудь, а в Оптину пустынь. Он искал примирения с Церковью. И только череда случайностей и жесткость "толстовцев", вставших стеной вокруг своего умирающего кумира, не дали ему встретиться со старцем. Толстой в 1901 году и Толстой перед смертью все-таки разные люди.

На днях устами "духовника Путина" и, по совместительству, ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова) официальная Церковь РФ заявила, что православные верующие с огромным сочувствием относятся к духовной судьбе писателя. Но в чем выражается это сочувствие? По мысли о. Тихона, "сострадательное сердце любящего христианина, читающего художественные произведения великого писателя, не может быть закрыто для искренней, смиренной молитвы о его душе". С ним солидарен проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета о. Георгий Ореханов, автор обширного труда "Православная Церковь и Лев Толстой". Но, думается, одной молитвы здесь недостаточно. Более того, разговоры о возможности такой молитвы закрывают вопрос.

Толстой – это "имя России", это гений, отношение к которому – в том числе, забота о загробной участи его души - должно выражаться церковно, соборно. Понятно, это непросто, для этого нужен подвиг. Есть реальная опасность, что профессиональные православные литературоведы заболтают проблему.

Понятно, что в силу сложившихся обстоятельств любая публичная молитва о графе вызовет ощутимое недовольство. Толстого легко осудить, заклеймив его еретические взгляды. Но Церковь стоит на праведниках, молящихся за весь мир. Толстой, при всем негативе своих религиозных воззрений, принес немало добрых плодов своим читателям, очень многим из нас. И на это по-христиански следует ответить благодарностью. Вероятно, подобные чувства возникают и у людей, уважительно относящихся к Толстому, в других религиозных традициях – особенно в исламе… Оставим суд Божий – Богу.

А одна общая молитва о Толстом все же прозвучала 20 ноября в одной из московских библиотек. Литераторы, общественные деятели, ученые помолились об упокоении его души.

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования