Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кому принадлежит пещера Махпела? Израиль недоволен решением ЮНЕСКО о провозглашении гробницы праотцев в Хевроне палестинской мечетью


30 октября во всех синагогах мира читали недельную главу "Хаей Сара" - отрывок из книги Бытия, где, среди прочего, рассказывается, как праотец Авраам купил у жителей Хеврона пещеру Махпела, которую он сделал своей усыпальницей. По иронии судьбы, как раз накануне этого дня израильские СМИ сообщили о резолюции, принятой на проходившей в Париже сессии исполнительного совета ЮНЕСКО, касающейся, в том числе, Хеврона. Осудив различные израильские злоупотребления, совет 44 голосами против 1 (при 12 воздержавшихся) объявил  пещеру патриархов мечетью, являющейся неотъемлемой частью оккупированных палестинских территорий.

То, что очередной международный форум гневно осудил израильские "злоупотребления", закрыв глаза на разрушительную деятельность палестинцев (например, на строительные работы на Храмовой горе, в ходе которых уничтожаются ценнейшие археологические артефакты), – этим давно никого не удивить, по крайней мере, в Израиле. Однако, что касается статуса Махпелы, то резолюция ЮНЕСКО оказалась направленной не только против Израиля, но и против исторической истины, которая должна быть небезразлична организации, занимающейся охраной объектов культурно-исторического наследия.

Почитание могил праотцев началось не позднее эпохи II Храма – естественно, иудеями, а не мусульманами, которых в то время не было. Как свидетельствует Иосиф Флавий, гробницы праотцев были в те времена украшены великолепным мрамором, и служили достопримечательностями Хеврона (Иудейская Война, 4:9:7). Тогда же пещера была обнесена стеной, правда, без крыши.

Поскольку христиане почитали праотцев не меньше евреев, в византийскую эпоху Махпела стала церковью (которую можно считать первых храмом на этом месте). Впрочем, евреям также дозволялось молиться в строении над Махпелой. Для них даже был сделан специальный вход, чтобы они не смешивались с христианами.

После того, как Палестину завоевали арабы, Махпела сменила хозяина. Однако поскольку евреи оказали завоевателям немалые услуги, мусульмане поручили надзор над пещерой именно им. Об этом, в частности, свидетельствует знаменитый еврейский путешественник Вениамин из Туделы, побывавший в Святой Земле в XII веке: по его словам, в Махпеле находился "большой храм во имя святого Авраама, бывший, во время владычества измаильтян, еврейской синагогой".

Храм св. Авраама, о котором писал Вениамин, был устроен крестоносцами, которые, завоевав Святую Землю, частично восстановили историческую справедливость, вновь превратив пещеру в церковь (правда, католическую, а не православную). Среди тех, кто удостоился побывать в этой церкви, был и черниговский игумен Даниил – первый русский, оставивший описание своего паломничества в Святую Землю: "А от Хеврона до Сугубой пещеры Авраама близко, ближе чем полверсты. Находясь посреди той крепостицы, пещера теперь хорошо защищена. И вымощена вся та крепостица плитами мраморными, белого мрамора. Пещера же та, где лежат Авраам, Исаак, Иаков и все сыновья Израилевы, находится внизу под вымосткой, хорошо укреплена; и жены их тут лежат, Сарра, Ревекка. И сделаны теперь над пещерою в крепостице той гробы отдельные; над гробами теми выстроены церковки маленькие круглые".

По словам Вениамина из Туделы, христиане за небольшую мзду пускали евреев в Махпелу: "Если же явится еврей и даст денег привратнику пещеры, то ему отворяют железную дверь, сделанную еще во время праотцев, и он спускается вниз с зажженною свечою в руках". Истинность этого сообщения подтверждает другой еврейский путешественник, Петахия из Регенсбурга, который, будучи в Хевроне, именно так и поступил: "Затем р. Петахия пошел в Хеврон и видел там над пещерой большой храм, воздвигнутый праотцем нашим Авраамом из огромных камней, вышиною от двадцати семи до двадцати восьми локтей; угловые же камни имеют каждый около семидесяти локтей. Р. Петахия дал тому, у кого был ключ от пещеры, золотой, чтоб он ввел его внутрь и показал гробницы патриархов. Лишь только проводник отворил ему, как он увидел над дверью изображение креста и три гроба внутри".

Когда же Махпела стала мечетью? Ответ на этот вопрос известен с точностью до года: в 1267 году, когда мамлюкский султан Бейбарс I запретил евреям и христианам входить в пещеру. Правда, к евреям султан отнесся более милостиво – им было дозволено подниматься на пять, а позднее — на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвертой ступени. Эта ситуация оставалась неизменной вплоть до Шестидневной войны, когда израильтяне, заняв Хеврон, открыли пещеру для всех желающих (сохранив ключи от Махпелы за мусульманами).

Таким образом, ни в античные времена, ни в раннем средневековье никакой мечети в Махпеле не было. И нынешние правила, установленные Израилем, фактически восстановили древний статус кво, когда могилы праотцев были доступны молящимся различных конфессий.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования