Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Почему выходит из моды Великий пост?


Популярность Великого поста у среднестатистических россиян падает. Пик этой популярности пришелся, пожалуй, на конец 1990-х годов, когда "умеренное Православие" вошло в моду в среде "новых русских" и крупных чиновников. Именно тогда, например, уважающие себя столичные рестораны ввели в свой обиход "постные меню" (сейчас число таких ресторанов заметно уменьшилось), а пресса стала сообщать о новинках кремлевской великопостной кухни.

Мода на пост, как это ни парадоксально, не стала частным случаем моды на аскетизм, которой не было вовсе. Большинство обывателей подходило к посту, скорее, с некоторых этно-медицинских позиций: дескать, организму нужна разгрузка, "очищение", а наши предки были мудрыми, и за много веков накопили богатый опыт такого телесного "самоочищения", интуитивно "нащупав" самое подходящее для этого время года. Мода на пост, таким образом, стала частным случаем постсоветской технократической религиозности, направленной на устроение наиболее комфортной жизни здесь, на земле (в том числе, и через "самоочищение" организма), но чуждой мистического аскетизма древних святых или подвижников православного благочестия новейшего времени.

Такая религиозность логически вытекала из предшествующего опыта "материалистической веры"; по сути, она лишь включила в орбиту этой веры новые понятия, связанные с "более тонкими" формами существования все той же материи, которая, как оказалось, может быть "невидимой" и даже "духовной". Постсоветская технократическая религиозность не встретила особого отпора со стороны Церкви, многие представители которой считали, что "покаяние должно происходить постепенно", и такая форма религиозности все лучше, чем никакая.

Этот пастырский конформизм и привел к падению популярности Великого поста, который, на поверку, оказался менее эффективным способом "самоочищения" организма и "выведения шлаков", нежели те, которые предлагает современная медицина. Это неудивительно, ведь христианский пост преследует совсем иные цели; он, скорее, уводит от того идеала комфортного устроения жизни на земле, от того идеала физического совершенства, который является "смыслом жизни" для адептов технократической религиозности. С церковной точки зрения, человек приносит постом свою "десятину" Богу, посвящая 10 % года отречению от земных забот, отречению от комфорта ради концентрации на подготовке себя к жизни вечной, ради того, чтобы постараться привести свою душу в такое состояние, в котором она чувствовала бы себя "комфортно" не здесь, на земле, а там, в "жизни будущаго века". Конечно, такой пост, с такими целями, имеет смысл только для тех, кто искренне стремится к "жизни будущаго века" с Богом, к тому, что в православной традиции называется "спасением души". Так что, вполне естественно и органично падение популярности Великого поста среди тех, кто пытался "практиковать" его с прямо противоположными целями.

Очевидно, что Великому посту "не светит" превращение в веселый фольклорный праздник наподобие Масленицы, Пасхи или Рождества. Поэтому для православных он был и остается уникальной возможностью почувствовать свою "неотмирность", отделиться на какое-то время от окружающей среды и ощутить себя гражданами Царствия Божия, над которым не властны преходящие увлечения и моды современников…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования