Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Как пройти в библиотеку? Американский суд потребовал от России вернуть хасидам библиотеку Любавического ребе. Раввин Берл Лазар оказался в непростом положении


Осенью 1991 года, проходя мимо Ленинской библиотеки после вечерней молитвы Судного дня, автор этих строк с удивлением увидел на ее ступенях несколько хасидов в характерной одежде в обществе некой женщины, нервно смолящей одну сигарету за другой. Естественно, автор удивленно спросил, почему в этот самый святой для иудеев день они не пошли в синагогу. И услышал в ответ, что эти хасиды круглосуточно пикетируют Ленинку, требуя вернуть библиотеку шестого Любавического ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона. В том далеком году движение "Хабад" еще воспринималось в России как маргинальное и необычное, сейчас же, усилиями главного раввина Берла Лазара, оно абсолютно доминирует в еврейской религиозной жизни РФ.

Книги и рукописи р. Шнеерсoна, собиравшиеся с момента основания движения "Хабад" (конец XVIII века), попали в библиотеку в два этапа. Часть "коллекции Шнеерсона" была национализирована после революции, часть р. Шнеерсон вывез в Европу, однако после войны и она оказалась в государственном военном архиве.

Трудно, не будучи специалистом, оценить научную ценность этой коллекции. Однако для любавических хасидов это было не главное: книги, которых касались духовные лидеры движения, были для них святынями, обладавшими "имманентной святостью". Поэтому с началом "перестройки" "Хабад" организовал интенсивную борьбу за возвращение библиотеки Шнеерсона.

Поначалу всё складывалось в пользу хасидов: с их притязаниями согласился Борис Ельцин, в 1991 году состоялось несколько еще советских судов, которые обязали библиотеку и военный архив вернуть библиотеку хасидам. Правда, выполнять эти судебные постановления никто не спешил, а тогдашний заведующий отделом рукописей РГБ Виктор Дерягин даже пригрозил сжечь себя вместе с коллекцией. Однако многим казалось, что возвращение книг уже не за горами.

Всё изменилось в начале 1992 года, когда арбитражный суд независимой уже России отменил решения предыдущих судов и объявил "коллекцию Шнеерсона" национальным достоянием. Помочь хасидам не смогли даже Джордж Буш-старший и Билл Клинтон, которых связывали хорошие отношения с российским руководством.

Отчаявшись найти правду в российском суде, хасиды обратились в американский. И там им повезло больше: в июле этого года Ройс Ламберт, федеральный судья в Вашингтоне, постановил, что книги принадлежат "Хабаду", потому российская сторона должна в тридцатидневный срок доставить их в американское посольство в Москве. Адвокаты, представлявшие российскую сторону, в ходе процесса оспаривали подсудность этого спора американскому суду. Однако судья отклонил их доводы, сославшись на американский закон "Об иностранных суверенных иммунитетах", согласно которому суверенное государство не обладает иммунитетом по искам в отношении собственности, приобретенной с нарушением международного права.

Разумеется, решение американского суда никого в России не обязывает, и судебных исполнителей никто из Вашингтона в РГБ не пошлет. Тем не менее, этот вердикт может стать сильным оружием в борьбе за возвращение библиотеки, позволив хасидам, при желании, сильно попортить России кровь – например, требуя ареста российской заграничной собственности, если решение Ламберта не будет выполнено.

Настойчивость хасидов можно понять. Однако и российская сторона тоже упорствует отнюдь не из простого упрямства. Как нетрудно догадаться, помимо "коллекции Шнеерсона", в книжных фондах российских библиотек хранятся десятки, если не сотни и тысячи национализированных собраний. Так что, если сейчас удовлетворить иск Хабада, то завтра с аналогичными претензиями выступят и другие наследники. И одному Богу известно, какие последствия это будет иметь для российских книжных фондов.

Впрочем, вашингтонский вердикт может создать немало проблем не только российскому руководству, но и главному раввину России (по версии ФЕОР) Берлу Лазару, который как известно, является любавическим хасидом. Мы уже неоднократно писали о тесном и взаимовыгодном сотрудничества р. Лазара с российским руководством. Поэтому если отношения с "Хабадом" обострятся, раввин окажется между молотом и наковальней.

О том, в сколь непростой ситуации оказался р. Лазар, можно судить даже по сообщениям СМИ. Как пишет журналист Михаил Дорфман, еще весной этого года он пытался убедить своих американских единоверцев не делать "резких движений". Однако уже после решения Ройса Ламберта руководитель департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин подверг резкой критике действия российских властей, назвавших решение вашингтонского суда неправомочным, прямо обвинил пресс-службу МИДа во лжи и потребовал вернуть книги Шнеерсона американским хасидам:

"Иудеям Российской Федерации очень хочется, чтобы священные рукописи любавичских Ребе воссоединились в их хранилище, в библиотеке Любавичского движения, как до этого уже не раз, в знак доброй воли новой России, передавались музейные ценности той же Германии. Этим не только будет положен конец дикой несправедливости, но и обеспечены прорыв в изучении специалистами бесценных для евреев документов и их последующая публикация".

В общем, ситуация в результате решения вашингтонского суда осложнилась для всех. И как ее в конечном итоге будут "разруливать", сейчас, похоже, не может сказать никто.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования