Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Всероссийский диакон: между Флоровским и Шевчуком


В самом начале 1990-х диакон Андрей Кураев, сперва — патриарший референт, затем "бывший патриарший референт" (статус тоже немаловажный), был звездой первой величины на стыке жизни церковной и жизни общественной. Затем эта фигура не то, чтобы подзабылась, — скорее, о. Андрей попал в общий ряд тех священнослужителей, которые освоились в новом "формате" общения со СМИ и сумели сопрячь специфический стиль российских медиа с православным языком. Однако, Кураев остался почетным "пионером" жанра, перестав быть эсклюзивным церковным голосом.

Одно время о. Андрей оказался пионером на новом поприще — в освоении православными интернета, создав самую популярную интернет-площадку для свободного общения "сетевого сообщества" – "форум диакона Андрея Кураева". Этот форум, уже несколько лет занимающий первые строки в рейтингах русскоязычных религиозных ресурсов, собран не столько вокруг собственно православного учения, сколько вокруг личности и создаваемой ею ауры свободного общения на религиозные и околорелигиозные темы. Кураева много повсюду, но он перестает быть "событием", как говорится — "выходит в тираж".

Сегодня Кураев возвращается. По крайней мере — такое создается впечатление при перелистывании московских газет и глянцевых журналов. Отец диакон — всюду. Он говорит много, охотно, ярко и интересно, не слишком заигрывая с читателем и, кажется, не очень пытаясь самоутверждаться. Кто-то уже спешит заявить, что Кураев вновь становится главным идеологом РПЦ МП. Вывод, возможно, несколько поспешный. Диакону Андрею не хватает, наверное, одного очень важного качества для настоящего "идеолога" — он не человек одной идеи и одной темы. Он слишком публичен и слишком разбросан.

Кто он? Богослов? Но для богослова — слишком публицистичен… Кураевской богословской системы как таковой практически не существует. Основные мотивы его богословия — это развитие и литературная оркестровка основных положений и мотивов так называемой "парижской школы", прежде всего — Владимира Лосского. Публицист? Но для публициста он недостаточно погружен в актуальный информационный поток. Многие книги и статьи его выглядят изготовленными методом copy-paste из предыдущих работ — и так по три, четыре, десять раз. "Спикер" Церкви, чиновник? Но для чиновника у него нет чина, давно уже нет. И он так и предпочитает оставаться единственным в своем роде диаконом, о не становиться одним из многих священников. Сам отец Андрей чаще всего определяет себя как "миссионер", но миссионер — это служение, а не статус, и меньше всего это статус "идеолога". Миссионер — это не тот, кто оформляет, а тот, кто заинтересовывает.

Наверное, наиболее адекватно было бы определить место диакона Андрея Кураева в церковной и околоцерковной жизни современной России как место "педагога", в классическом богословском смысле этого слова. То есть детоводителя. У него блестяще получается работать с молодежью, причем не тогда, когда он "проповедует между Бутусовым и Шевчуком", а тогда, когда непосредственно общается, советует, помогает. Неизвестно, как оно на самом деле, но по идее Андрея Кураева должно более всего радовать, когда его "птенцы" начинают ворчать, что он "слишком часто повторяется", "исписался", "мыслит слишком плоско"… и т.д. Это значит, что работа сделана и несогласие со взглядами "педагога" проявляется не как следствие несостоятельности педагога или наглости воспитуемого, а как признак успешного окончания процесса.

Фирменный стиль Кураева — это сочетание церковного нонконформистского консервативного романтизма проповеди с либеральной лояльностью по отношению к существующим церковным порядкам. Он нонкомформист, пока вы не перешагнули церковный порог, и архиконформист, когда вы вошли. Он сам создает неофита и сам же пытается его обуздать. И если первое у отца Андрея получается, то второе, мягко говоря, не очень.

Блестящим примером здесь является позиция Кураева по вопросу экуменизма. Он проповедует Веру в её бескомпромиссности, а потом призывает понять, что компромиссы неизбежны, нужны, и мало того, входят в существо веры. Никак не политик, который всегда способен провести точную политическую грань между икономией и акривией, оставив принципы в неприкосновенности, отец Андрей оказывается вынужден проповедовать двоеверие. Без политической гибкости, он вводит компромисс в богословие, и это богословие оказывается компромиссным, не удовлетворяющим тому образу, который Кураев сам же создает у тех, кто являются еще "внешними"...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования