Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Государственные святцы


По инициативе православных нижегородцев скоро государственно-церковные святцы станут длиннее на одно имя. Погибший в Чечне девятнадцатилетний житель поселка Вача Нижегородской области будет причислен к лику святых. Александр Железнов станет вторым после Евгения Родионова "солдатским святым" (так называют воинов-святых специалисты-агиологи), или, по-византийски, "стратилатом", кончина которого будет связана с военными действиями в Чечне.

Составители жизнеописания будущего святого рассказывают, что Александр Железнов попал в плен, где от него под страхом смерти потребовали "отказаться от православия и принять ислам", а за отказ сделать это Александр и его товарищи были убиты.

Можно заметить, что в общественном мнении война в Чечне (вопреки "объективной истории") давно перестала быть войной за восстановление конституционного строя на Северном Кавказе и ликвидацию последствий дудаевско-масхадовского эксперимента. Эта война (которую все реже именуют войной, а все чаще – "ситуацией" или "обстановкой" в Чечне) постепенно обретает религиозные черты. Только на фронтах этой войны-"обстановки" борются не христианство с исламом, а "социальная религия", на которой основывается современное постсоветское (или "ново-российское") общество, и та "социальная религия", которую в отличие от исторического ислама принято именовать "исламизмом". Как известно, традиционные ценности (как православные, так и исламские) входят в состав каждой из этих религий. О компоненте исламском в составе "исламизма" написано много и хорошо: и о том, что на Кавказе "чистый ислам" – только недавно попавший из арабского мира, а "местный" содержит много народно-языческих элементов, и о том, что агрессивность ваххабизма находится в противоречии с самой духовностью средневекового ислама, которую часто называют "суфийской", и о том, что финансовые и социальные источники этого "исламизма" частенько находятся далеко за пределами "исламского мира"… Православные компоненты социальной религии "пост-православия" видны также ясно: все меньше святых подвижников, миссионеров, старцев-молитвенников попадает в святцы, и все более попадает туда "мужей государственных", строителей великой российской державы.

При этом надо честно сказать, что образ святого стратилата-исповедника достаточно характерен для православной духовности. Тут можно вспомнить и Феодора-стратилата, и стратилатов Иувентина с Максимином, Иоанна Воинственного, св. Дмитрия Солунского, наконец покровителя Москвы св. Георгия Победоносца… Однако, мученический подвиг солдат, не принявших ислам, скорее напоминает подвиг очень почитаемого и греками, и сербами, и русскими св. Иоанна Русского. Так что сам подвиг – похвален и достоен христианского почитания.

Однако в "пост-православии" важен не только текст, но и контекст. А контекст таков, что допреж всего важно не то, был ли тот или иной кандидат во святые церковным человеком, молился ли, постился ли, каялся ли, но важно, в каком он был отношении к власти. Вот, к примеру, святой адмирал Ушаков, канонизация которого прошла недавно: странное дело, но с 1817 г., когда скончался прославленный русский флотоводец, Российская Церковь не предпринимала попыток причислить его к лику святых. Это было сделано лишь недавно, когда остро встал вопрос о "подлинном небесном покровителе российского возрождающегося флота", которому стукнуло 300 лет. При этом возникает естественный вопрос, смешанный с благочестивым недоумением: почему не канонизировать, например, генералиссимусов Суворова с Кутузовым, адмирала Макарова, Александра Матросова, Николая Гастелло, Степана Супруна, Виктора Талалихина, генерала Жукова или, наконец "Зою и Шуру" (Космодемьянских)? Ведь при желании у каждого (или почти у каждого из них) сыщется что-нибудь православное -- вроде "крестик носили", "в храм иногда заходили", "Христа не хулили", "Россию – святое отечество наше – любили". В порядке построения единой державно-православной идеологии так можно составить целый "Державно-патриотический синодик".

Дело, собственно, в том, что символизирует собой святой. Православные почитают, например, преподобного Сергия Радонежского, игумена Троицкой лавры, а не Пересвета и Ослябю, монахов, которых он благословил на брань "с неверными". Против чего воинствовали нынешние российские солдаты в 1996-м посреди чеченской грязи и циничной продажности московских политиков всех уровней? Многое ли изменилось на фронтах "обстановки в Чечне" с тех пор? Страх и потерянность владеют современным человеком, попавшим в жерло войны, но именно там, где человеческое естество подвергается наибольшему уничижению, может открыться путь для нравственного деяния, для подвига честности, верности долгу - государственному, военному и человеческому. Вот ключевые слова: верность долгу и нравственный поступок. Именно о них и надо говорить современному человеку. Язык "церковной традиции" здесь оказывается малорелевантным, ибо общество по-прежнему мыслит не в категориях "войны с неверными", а примерно так: "Послали нашего Федюшку на фронт с басурманами воевать, ну басурманы – с них толк невелик, пули свистять, командир поруговат, да пошли они на базар работы искать – голодно им стало, на дороге и схватили их басурманы, увидели, по крестику, что те русские, да и убили ни зачто-ни прочто, а командир-тот и не пособил"… Русский человек все хочет спросить "главного", "правителя" - как же так, что и командир не спас, и "Бог русский" не уберег? Хочет, да стесняется – неудобно как-то.

Нравственный императив, на котором строятся и политика, и риторика современной российской власти, как правило, внерелигиознен. Нравственность есть и в Африке, и в Чечне, а предательство – предательство и в Афганистане, и в Урюпинске. По-прежнему нет согласования между этим требованием нравственности и церковным языком, на котором пытается говорить с народом начальственное сословие, попадая в резонанс со священноначальствующими.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования