Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Оплот светскости в предгорьях Памира. Поможет ли конституционный референдум остановить гражданскую войну в Кыргызстане и «афганизацию» Центральной Азии?


В Киргизии прошел всенародный референдум о доверии новой власти, на котором формально решался вопрос о принятии новой конституции страны и утверждении закона "О введении в действие конституции". Согласно новому основному законы страны, Киргизия стала первой и единственной в Центральной Азии республикой с парламентской формой правления. По мнению членов временного правительства страны, именно такая форма правления не позволит всю власть в стране сосредоточить в одних руках и повторить коррупционный кошмар постсоветских десятилетий.

Большинство граждан Киргизии на референдуме, прошедшем 27 июня, поддержали принятие новой конституции. Об этом свидетельствуют данные обработки бюллетеней, размещенные на сайте ЦИК республики. По сведениям ведомства, более 90 % жителей страны, принявших участие в голосовании, поддержали инициативы временного правительства по переходу Киргизии к парламентской форме правления. "Против" проголосовали чуть более 8 %. По предварительным данным, явка на референдуме составила почти 70 %. Более того, Роза Отунбаева  избрана президентом переходного периода Киргизии.

Однако для того, чтобы понять, за что же проголосовали граждане республики, необходимо посмотреть на содержание новой Конституции. Безусловно, вопрос о форме правления (президентской, парламентской, иной) звучит особенно актуально в условиях, когда в ряде государств постсоветского пространства всю власть узурпировали президентские кланы. Именно неограниченная и неподконтрольная обществу власть является причиной где-то затянувшегося транзита, а где-то и прямой реставрации авторитаризма и тоталитаризма. Причем первый удар по демократическим свободам власти наносили именно в сфере религиозного законодательства. Сначала менялось законодательство о свободе совести и, таким образом, ущемлялись мировоззренческие свободы, а затем существенно менялось законодательство о политических партиях и некоммерческих организациях (в сторону ограничения их регистрации и деятельности), а затем и законы о выборах. Так было в России, так произошло в последние годы и в Киргизии.

Например, в январе 2009 года бывший президент Кыргызстана Курманбек Бакиев подписал ограничительный закон о религиях, не соответствующий международным стандартам в области прав человека. В соответствии с этим законом, религиозные общины, имеющие меньше 200 членов, вынуждены были "уйти в подполье". В результате, за год действия этого закона о религиях, ни одна религиозная община Кыргызстана не смогла получить государственную регистрацию. Затем Бакиев изменил и ряд других законов, включая положения конституции, узаконив, таким образом, пожизненную власть клана Бакиевых в республике.

Ключевыми и основополагающими принципами демократии, как свидетельствует история, являются свобода совести и светскость государства. А одной из гарантий реализации этих демократических принципов является конституционность этих принципов.

В этом смысле новая конституция Киргизии вполне демократична и соответствует принципам. Статья 1 главы первой (основы конституционного строя) гласит: "Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенное, унитарное, демократическое, правовое, светское, социальное государство". Это очень важное положение, однако, к сожалению, далее по тексту понятие "светское государство" не раскрыто, а это очень важно в ситуации, когда во многих странах объявление государства светским не является гарантией от грубых нарушений этого принципа со стороны клерикальных или атеистических кругов.

В статье 8 записано: "В Кыргызской Республике никакая религия не может быть признана в качестве государственной или обязательной". Таким образом, она созвучна российской конституции, что, впрочем, не мешает российской власти создавать привилегии для "традиционных" религиозных объединений, прежде всего - для РПЦ МП.

Демократические нормы были записаны и в прежних редакциях конституции Кыргызстана. Но отсутствовало главное – механизм реализации гарантий. Нет его и сейчас. Не опаздывают ли страны, образовавшиеся на постсоветском пространстве с продвижением на пути к демократии?

У разных народов мира есть схожая пословица, которая на русском языке звучит следующим образом: "Хороша ложка к обеду". Применительно к социально-историческому процессу это означает, что все надо делать вовремя, иначе издержки могут оказаться слишком дорогими, если не смертельными. Так, чуть более века назад Россия (частью которой, кстати сказать, был киргизский народ, хотя и без своей государственности) нуждалась в демократизации. Однако нерешительные и противоречивые, а, к тому же, и запоздалые действия царского правительства стоили жизни монаршей семье и привели в 1917 году к крушению не только самодержавной, но и буржуазно-демократической России.

Безусловно, в таких вопросах одного желания мало, необходима еще и способность к преобразованиям. Отсутствие такой способности у партийной советской номенклатуры привело ко крушению в 1991 году всем казавшейся несокрушимой державы. Стоило чуть вдохнуть свободы, как жесткая и неприступная командно-административная система рухнула в течение нескольких дней. Причем свою лепту в этот процесс внесла и Киргизия, президентом которой в 1990 году был избран Аскар Акаев, и где 31 августа 1991 года была провозглашена независимость.

По нашему убеждению, единственной и универсальной основой для успешного и устойчивого развития является свобода совести, благодаря которой у государства появляется иммунитет к мировоззренческому (политическому, идеологическому, религиозному) плюрализму. Без этого государство в лице правящего класса, ради сохранения своей "вертикали", начинает войну с собственным народом. Так было в России и СССР, этим закончилось и правление Бакиева в Киргизии.

Надо сказать, что киргизская государственность складывалась в религиозном отношении достаточно плюралистично и в противоборстве стремлениям соседей поглотить и растворить её в общетуркестанской среде. Россия вырвала её из Кокандского ханства, благодаря чему сохранилась этническая идентичность киргизов.

В 1920-е годы Киргизия входила в состав РСФСР, а с принятием в 1936 году новой Конституции получила статус союзной республики в составе СССР. История последних 150 лет способствовала не только и не столько усилению религиозного плюрализма и синкретизма, но и секуляризации общественного сознания, а также установлению светских начал общественной жизни и государственного строительства. Сегодня в Кыргызстане можно найти религиозную организацию на любой вкус. В этом смысле в республике есть некий исторический потенциал для демократического развития. Однако крайняя бедность и нищета являются весьма взрывоопасными факторами и социальной базой для массового протеста, что мы уже несколько раз наблюдали в течение последних пяти лет.

По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, уровень падения промышленного производства в Киргизии в начале 2010 года составил 11,5 %, и страна вошла в пятерку стран СНГ с наибольшим падением промышленного производства. На промышленность в Киргизии до сих пор приходится только 5 % всего кредитования, в то время как на торговлю целых 42 %, и именно невозврат по кредитам на торговлю занимает наибольший удельный вес в структуре просроченных кредитов. Положение в сельском хозяйстве еще более удручающее, проблема одной из важнейших отраслей (более 30 % ВВП) заключается в катастрофической нехватке средств. По грубым подсчетам, только для поддержания сельского хозяйства требуется 50 миллионов долларов кредитных средств в год. К тому же, какой фермер согласится брать кредит под 20 % годовых?

Ныне Киргизия объективно стала одним из наиболее слабых звеньев в структуре СНГ, что характеризуется одним из самых низких уровней жизни, отсутствием промышленности и полезных ископаемых за исключением небольшого количества золота и ртути, а также построенных еще при советской власти гидроэлектростанций. В советское время в республике стали развиваться горное дело и использоваться богатые гидроресурсы. Но в целом сегодня страна влачит жалкое существование. Основной продукцией экспорта являются шерсть и металлы, которые производятся в небольших количествах. В гористой Киргизии лишь 7 % территории пригодны для земледелия. Основным занятием является животноводство, в основном – выращивание овец и коз. После 1991 года начались процессы деградации образования и науки, а также промышленности и сельского хозяйства.

Нельзя исключать, что этой "питательной средой" не воспользуются и радикальные исламистские структуры, в том числе базирующиеся в соседних странах. И речь здесь не только об их стремлении реализовать никогда не осуществимую доктрину халифата (или скажем более мягко – не осуществимую в обозримом будущем, как минимум в течение 100 лет), а скорее - предложить исламскую альтернативу хаосу и безвременью, охватившему республику. Другим фактором радикализации народного сопротивления в лице исламских организаций является американская военная база "Манас". (Против неё, кроме исламских организаций, выступают также две имеющиеся в республике коммунистические партии – парламентская и непарламентская). При этом глава временного правительства Роза Отунбаева, добившаяся для себя в ходе референдума нового и уже легитимного статуса, еще в апреле, после очередного переворота, заявила, что договор о "Манасе" будет продлен, хотя не все члены временного правительства с этим согласны. Но Отунбаева очень многим обязана США, ведь именно она вместе со своим бывшим соратником Курманбеком Бакиевым при содействии Госдепа и спецслужб США свергала в ходе "тюльпановой революции" 2005 года законно избранного президента Акаева.

Поэтому остаётся большим вопросом, сможет ли новый глава государства Роза Отунбаева в новой парламентской республике обуздать джина, выпущенного ею самой в марте 2005 года. Ведь предстоящие парламентские выборы в условиях крайне бедственного положения населения, наличия огромного количества оружия на руках и стремления религиозных организаций, прежде всего исламских партий, во власть способствуют радикализации атмосферы в республике.

Отметим, что ранее, будучи еще парламентарием, выступая на заседании фракции Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК), депутат Роза Отунбаева заявила, что "следующей правящей партией в Кыргызстане может стать религиозная партия, которая уведет государство от светскости". По ее словам, это может произойти вследствие того, что с каждым годом влияние религиозных исламских партий, в том числе "экстремистских", увеличивается, а государство не находит действенных мер по контролю религиозной ситуации. "Различные религиозные течения паразитируют на коррупции, двойных стандартах и лжи, которые существует в нашей стране", - подчеркнула Отунбаева. По ее словам, если сейчас не изменить госполитику и отношение самих людей к религии, то в итоге государство будет контролироваться "религиозной верхушкой". "Люди сейчас не верят в то, что государство может защитить их, поэтому они идут в различные секты", - утверждала она. В связи с этим Отунбаева предлагала парламентариям прислушаться к официальным экспертам из России и Казахстана. Что это за эксперты и каковы их рекомендации, религиозные объединения России и Казахстана уже давно убедились на собственном опыте. И надо сказать, что К. Бакиев уже изменял эту политику, приняв через несколько месяцев после заявления лидера социал-демократов репрессивный закон о религиях, о чем написано выше.

Это лишь небольшой штрих к портрету нынешнего лидера Киргизии и характера её демократичности. По своей сущности Отунбаева – революционер. Будучи профессиональным философом марксизма-ленинизма и партийным функционером (2-м секретарем Фрунзенского горкома КПСС), она сделала головокружительную карьеру, порвав с партией и переметнувшись в демократическую оппозицию, став послом в США и министром иностранных дел Кыргызстана. Затем, будучи в Грузии спецпредставителем ООН, имела наглядную возможность ознакомиться с технологиями "цветных революций". Вернувшись в Киргизию и возглавив неправительственную организацию, она работала в тесном сотрудничестве в послом США в Киргизии Стивеном Янгом. Роза быстро стала одним из лидеров "тюльпановой революции" вместе с тогдашним своим союзником и партнером Бакивевым.

Однако ныне ситуация изменилась. В этих условиях Роза Отунбаева будет вынуждена ориентироваться не только на своих прежних патронов – специалистов по "оранжевым переворотам", но скорее на ближайших соседей – Россию и Китай, а в реальности - ОДКБ. Россия, правда, отказалась от прямого военного вмешательства во внутренние дела Киргизии. Сегодня Россия является главным экономическим спонсором республики. Еще при Бакиеве экономика Киргизии пришла в катастрофическое состояние, и положение спасла Россия, выделив грант в 150 млн. и 350 млн. беспроцентной ссуды на развитие экономики, было предложено ещё 1 млрд. 700 млн. для развития энергетики. К этому надо добавить, что 1,5 млн. семей - по сути, почти каждая киргизская семья - кормится за счет существующих экономических связей с Россией. Сегодня в России работает 1,5 млн. трудовых мигрантов, перечисления которых составляют полбюджета Киргизии. Полмиллиарда долларов также заплатили американцы. Для такой маленькой страны это большие деньги. В целом, только от России Киргизия получила двухмиллиардную помощь, которая пошла не на нужды народа, а была разворована бакиевским кланом.

Однако, в отличие от России, посчитавшей излишним введение своих войск в республику, президент США Барак Обама на состоявшейся несколько дней назад встрече в верхах заявил, что считает возможным ввод в Киргизию международных миротворческих сил. Но это, в условиях постепенного вывода американских войск из Афганистана, будет означать перемещение очага "конфликта цивилизаций" на Север, афганизации и талибизации Центральной Азии…

Но не будем забегать вперед, и сделаем предварительные выводы:

1. "Хороша ложка к обеду". Серьёзные препятствия демократизации общественной жизни в 1990-е – 2000-е годы на постсоветском пространстве, прежде всего в России, а также и Киргизии, ведут к печальным последствиям. И всё же:

2. "Лучше позже, чем никогда". Реальные шаги, принятые временным правительством Киргизии по референдуму и установлению парламентской республики, являются необходимыми, хотя и запоздалыми мерами. Их запоздалость может стать роковой для хрупкой киргизской государственности. Тем не менее, альтернативы демократии, ядром которой является свобода совести, сегодня нет.

3. Весьма важным является и сохранение светского характера Киргизии. Светскость является ключевой защитой от злоупотреблений мировоззренческой сферой людей со стороны обладающих властным и информационным ресурсом политических и религиозных групп.  Пока оптимальная формула не найдена и не сформулирована ни в одной стране мира, не решили эту задачу и киргизские законотворцы. Впрочем, несмотря на перечисленные недостатки, имеющие объективные и субъективные причины, вынесенный на референдум проект конституции можно по праву назвать одним из наиболее демократичных на постсоветском пространстве.

Сергей Мозговой,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования