Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Хотят ли "правые" войны? ...А главное - могут ли?


Верная Патриарху Алексию II церковная общественность России все чаще заговаривает об опасности "правого раскола" в РПЦ МП. Причем речь идет не об обострении существующих церковных разделений (главное из которых – РПЦЗ – "нейтрализовано", а его потенциальная преемница – РПАЦ – "скандализирована"), а о возникновении чего-то нового, масштабного, "по-настоящему серьезного". Тема "правого раскола" активно обсуждается даже на страницах церковного официоза, который обычно старается ничего не замечать, а уж тем паче не размениваться на мелочи.

Итак, "правый раскол"… Название следует читать в контексте "левого раскола", об опасности которого толковала та же самая церковная общественность каких-нибудь 8-9 лет назад. Тогда казалось, что реальный "соблазн" для Церкви имеет деятельность интеллектуального клуба московских священников-модернистов. Самый радикальный из них – о. Георгий Кочетков – был быстро переведен на второстепенный приход, а потом и запрещен в служении. Его более умеренных единомышленников – оо. Александра Борисова, Георгия Чистякова, Владимира Лапшина – обезвреживали более цивильными методами: проводили богословские конференции и издавали литературу с разоблачениями их лжеучений. Неудивительно, что в полемическом задоре "дискредитированные" модернистами понятия – такие как "церковное обновление", "реформа", "соборность", "служение мирян" - оказались если не под запретом, то под очень сильным подозрением. Употреблять их в консервативной среде считалось дурным тоном.

Однако, к концу 90-х годов от опасности "левого раскола", как будто, не осталось и следа. В РПЦ МП однозначно возобладали консервативные тенденции, да настолько, что даже маститым иерархам, всю свою жизнь посвятившим разъездам по заграницам для участия в разного рода экуменических мероприятиях, стало как-то неудобно вообще говорить об экуменизме. Очевидно, что многие церковные деятели чувствовали и чувствуют себя неуютно в таких условиях…

Основная энергия тех сил, которые сейчас принято подозревать в подготовке "правого раскола", была во второй половине 90-х годов направлена в русло "борьбы за канонизацию" Новомучеников Российских. Причем, не столько Новомучеников, сколько персонально "царя-искупителя" Николая II. Решительность участников этой кампании подчеркивали многотысячные крестные ходы на "царские дни" по центру Москвы. Их участники несли хоругви "царя-искупителя" и воодушевленно пели несколько видоизмененный "зарубежнический" тропарь государю, особо подчеркивая факт его убиения "от жидов". Наконец, канонизация Новомучеников состоялась, правда, в очень и очень мягкой "редакции": последний российский государь не был признан не то что "искупителем", но даже "мучеником". Его нарекли всего-навсего "страстотерпцем". В сам сонм Новомучеников включили лишь тысячу с небольшим имен, причем преимущественно клириков, признававших "красного" митрополита Сергия. Канонизация не сопровождалась "всенародным покаянием" и восстановлением монархии, которое "предсказывали старцы". Впрочем, канонические аспекты канонизации мало интересовали ревнителей "царя-искупителя": пообличав еще какое-то время священноначалие в "компромиссе с жидами", они, в конце концов, приняли эту канонизацию. Новым объектом борьбы вскоре стала глобализация и, в особенности, ИНН – цифровая идентификация граждан России. Однако, и здесь объект борьбы быстро испарился: при Путине глобализацию модно ругать, антиамериканские настроения поддерживаются политической элитой, а принятие ИНН никто никому не навязывает.

Так, сделав круг, церковным "правым" вновь пришлось вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя форме активности – "борьбе за канонизацию". "Героями" нового этапа борьбы стали исторические образы куда более "пререкаемые", чем царь-мученик Николай, а именно: Иван Грозный и Григорий Распутин. Теперь борьба обещает быть действительно непримиримой, потому что на такую канонизацию наличное священноначалие точно не пойдет. Вероятно, непримиримость этой борьбы и внушает веру в неизбежность "правого раскола"?

Но если взглянуть на ситуацию честно, то каждому епархиальному архиерею и каждому приходскому батюшке ясно: никакой реальной опасности "правого раскола" нет. Те группы, которые выступают за канонизацию Грозного и Распутина, как правило, весьма отстранены от реальной церковной жизни – у них нет храмов, их поддерживают единичные священники, в основном, заштатные или с Украины. Им если и уходить в раскол, то не с чем, кроме своих знамен. Понимают ли это церковные публицисты и "пиарщики", которые вопиют об опасности и даже неизбежности "правого раскола"?

Очевидно, понимают. Нынешняя кампания по борьбе с этим виртуальным расколом – идеальный способ реабилитировать левую, либеральную церковную риторику и идеологию, объявленную вне закона в середине 90-х, в период борьбы с "левым уклоном". Юридический, политический, экономический статус РПЦ МП сейчас прочен как никогда – вывести какой-либо храм из-под ее юрисдикции, даже если этого захотят все его клирики и миряне вместе со спонсорами, невозможно никак. А при том типе восприятия Православия, которого придерживается большинство российских обывателей, без "настоящих храмов" никакой сколько-нибудь заметный раскол невозможен. Так что можно спать спокойно – "правого раскола" в РПЦ МП в обозримом будущем не предвидится…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования