Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Назад, к театру? Изначально в храме св. Татианы был театр, потом церковь, потом - опять театр…


Постепенно утихают страсти вокруг выставки современного искусства "Двоесловие/Диалог" в храме святой Татианы при МГУ, организованной его настоятелем протоиереем Максимом Козловым. Страсти эти Андрей Мельников в газете "НГ-религии" точно и в тон назвал "многословием", а само искусство, выставленное в притворе, - соответственно, "притворным". Но мерить реальный общественный резонанс этой выставки надо не блогосферой и даже не печатными изданиями, а вниманием телевизора. А оно было минимальным. И впрямь, сюжет о выставке показали всего пару раз по телеканалу "Культура" ("Россия К") и один – по "Звезде". Действительно, стоят ли слезинки ребенка, попрошайничающего в переходе, все эти споры о том, кто к кому пошел на поклон – попы к художникам "с Рублевки" или художники – к новым "партайгеноссе", предлагая им проинспектировать свой авангард?

А с партийным боссом – инспектором выставки авангарда, "отважно пошутив", наместник Сретенского монастыря на Лубянке архимандрит Тихон (Шевкунов), по словам Бориса Фаликова из "Газеты.Ру", сравнил себя сам - на открытии "Двоесловия" 31 мая. Автор статьи выдвигает смелое предположение, почему о. Тихон сперва последовал "невозражению" Патриарха Кирилла (чуть ли ни со слезами благодарности принятому художниками за благословение выставки), а потом… "Ему поначалу глянулись картины Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой. Изображения событий из современной жизни подписаны на них библейскими речениями. Архимандрит был готов пожалеть уже бедную блудницу, как призывала к тому цитата из Евангелия, но тут доброжелатели показали ему те работы художников, которые на выставку не попали. И он сразу понял — не место этим людям даже в притворе храма. Рискну предположить, что среди прочих показана была архимандриту и картина из этого же цикла, где в церкви стоит Владимир Владимирович Путин, а надпись гласит: "Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь...". Ну как такое можно простить!"

Однако же все это суета сует. Гораздо драматичнее то, что эта выставка совпала во времени с продолжением судебного процесса по другой аналогичной экспозиции - "Запретное искусство-2006", из-за которой бывшему директору Сахаровского центра, правозащитнику Юрию Самодурову и куратору выставки, искусствоведу из Третьяковской галереи Андрею Ерофееву грозит до 5 лет тюрьмы "за оскорбление чувств верующих". На страницах "Ежедневного журнала" Борис Колымагин поспешил осудить их судебное преследование, но при этом не преминул присоединиться к хору морального порицания их за то, что поддерживают изображение Иисуса Христа с головой Микки-Мауса. Это-де то же самое, что экспонировать "в центре Москвы карикатуры, в которых издеваются над узниками гитлеровских или сталинских лагерей". Господа, ну чем так уж плох бедный мышонок? Очевидное передергивание вызывает такое же умиление, как ответ Путина Шевчуку на вопрос о Марше Несогласных: "А вдруг вы его у стен детской больницы провести захотите или на пути горожан, возвращающихся с дач?"

Выставки эти совпали не только по времени, но и по персонажу о. Тихона (Шевкунова), подготовившего к судебному процессу экспертное заключение от имени Патриаршего совета по культуре, где "Запретное искусство-2006" названо кощунством и богохульством. Тем самым РПЦ МП якобы официально солидаризировалась с организацией "Народный собор", чей лидер некогда дружил с баркашовцами. Однако Юрий Самодуров в Открытом обращении к Патриаршему совету усомнился в подлинности письма и в правомочности о. Тихона делать заявления от лица всей РПЦ МП. Так или иначе, ни Патриарх Алексий, ни Патриарх Кирилл своего веского слова ни об "Осторожно, религия!", ни о "Запретном искусстве" не сказали.

Многие утверждают, что выставки эти совпали также и по экспонатам, и по участникам, однако в интервью "Порталу-Credo.Ru" Юрий Самодуров решительно это отвергает: "Пресса абсолютно ошибается и абсолютно неточна. Только один из художников — Александр Сигутин — участвовал в выставке "Осторожно, религия!" с одной работой, которая ни у кого не вызвала тогда никаких нареканий".

Таким образом, протоиерей Александр Шаргунов, наиболее резко и смачно высказавшийся на сайте "Православие.Ру" о мероприятии в притворе храма святой Татианы, напрямую связав его с этими скандальными выставками, бил из пушки по воробьям, особенно когда перечислял и причислял ко всем этим выставкам самые яркие случаи кощунств и богохульств, совершенных постсоветскими художниками: "Например, один из них бил посуду перед телекамерой, другой публично справил большую нужду в Пушкинском музее перед картиной Ван Гога, третий публично занимался онанизмом перед стройплощадкой строящегося храма, четвертый в чем мать родила вставал на четвереньки и лаял, поворачиваясь задом и передом перед публикой. Он же в начале "перестройки" публично заколол большую свинью с надписью "Россия" и разрубил ее на куски, что было показано по телевидению. Он же возил по Европе сделанную из папье-маше корову с приглашением заглянуть ей под хвост: "Заглянем вглубь матушки России". Пятый разрубал в Центральном выставочном зале Москвы православные иконы и предлагал зрителям сделать то же самое за определенную плату, в этом заключался весь его "перформанс".

В своем обзоре Елена Гуткина и Андрей Золотов из РИА "Новости" пишут, что куратор выставки "художник Гор Чахал и его инсталляция Полемика, начавшаяся на прошлой неделе на нескольких радикальных интернет-сайтах, перешла к понедельнику в церковный мэйнстрим и вылилась в обмен статьями" между известными московскими священниками. Одного из них - протоиерея Александра Шаргунова – авторы обзора называют священником "фундаменталистского направления, который поддерживал Геннадия Зюганова на президентских выборах 1996 года, потому что считал коммунизм меньшим злом, чем либерализм. Именно алтарники его храма св. Николая в Пыжах разгромили в 2003 году выставку "Осторожно, религия!" в Музее им. Андрея Сахарова, а возглавляемый им "Комитет за нравственное возрождение Отечества" затем выиграл судебный процесс, осудивший организаторов выставки по статье "разжигание религиозной розни". Другие же высокие представители Церкви, такие как председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда или руководитель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, поддержали настоятеля храма святой Татианы в его стремлении "наладить диалог между Церковью и светским искусством". Дескать, закончилось "неофитское время", когда современное православное искусство состояло из новописанных икон и какого-нибудь аляповатого "поздравления с крещением", теперь оно выходит на широкий путь "культурного мейнстрима".

В качестве последнего весомого аргумента опять обратимся к телевизору, где председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в своей телепередаче на телеканале "Вести-24" высказался так: "Если художники просто работают и пишут, в том числе, на христианские сюжеты, не следуя при этом иконописному канону, то никто им этого не запретит".

И все-таки все это – не о том. Самая искренняя нота звучит в отказе певицы Ирины Богушевской на приглашение протоиерея Максима Козлова. Хотя оно наверняка не менее искреннее и выстраданное в попытке наладить диалог Церкви с деятелями культуры, но все же, по неведению настоятеля, приглашение оказалось обидным для нее, так как звал-то он ее выступить на открытии выставки, которая проводится на месте бывшего легендарного Студенческого театра МГУ, который РПЦ МП в буквальном смысле слова отобрала у артистов в 1994 году. И Ирина Богушевская была одним из тех артистов. Она до сих пор с болью в сердце вспоминает, как заколачивали сцену. И ведь до сих пор театру не дали ничего равноценного взамен. И никакого "восстановления исторической справедливости" не произошло. Ибо изначально в этом здании был театр, и только потом церковь. А потом снова театр. И вот теперь – опять церковь. И на самом деле это и есть гений места, который диктует свои правила диалога.

Феликс Шведовский,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования