Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Прозрение. Вы все еще сомневаетесь в силе патриаршего благословения?


Глава государства российского был очень недоволен результатами выступления российской сборной на завершившейся неделю назад зимней Олимпиаде в Ванкувере. Такого провала и позора Россия – самая снежная и зимняя страна в мире - не испытывала за более чем вековую историю современного олимпийского движения. Сурово насупив брови, г-н Медведев придал своему добродушному, в общем-то, лицу поистине державный облик. Олицетворяя в этот момент весь возмущенный российский народ, он отправил в политическое и финансово-бюрократическое небытие всех, кто причастен к этому российскому позору. Всех, кто "осваивал" бюджетные миллиарды, выделенные на подготовку спортсменов к Олимпиаде, пил и кутил в "Русских домах" в Ванкувере, делал вид, что тренирует спортсменов, заботится об их физическом и духовном состоянии.

В стане штатных критиканов-либералов, раскольников и прочих ненавистников миссионерствующей Русской Церкви возникло было нездоровое оживление. Президент отправляет в отставку Патриарха! Впервые Кирилл благословил олимпийцев в храме Христа Спасителя, батюшки окропили святой водой фетиш Чебурашки – оберега российской сборной – и пожалуйте, такое фиаско. Но рано зашипели враги. Патриарх в России является фигурой сакральной, неприкасаемой, ни за что не отвечающей, поскольку выступает он не от своего имени, а от имени Божия. Против Бога же нынешняя власть пойти не посмеет, потому что при отсутствии прозрачных выборов, свободной прессы и иных институтов гражданского общества очень нуждается в Высшем благословении, получаемом через Патриарха. Если бы не это благословение, значительной части населения вообще было бы непонятно, откуда эта власть взялась и чьей силою творит весь окружающий нас произвол…

Для людей воцерковленных ничего страшного и "соблазнительного" в провале российской сборной, благословленной Патриархом, нет. С благочестивой точки зрения, можно найти тысячу объяснений этому провалу, никак не подрывающих авторитета Патриарха. Самое очевидное и традиционное – личное недостоинство спортсменов и особенно полчищ околоспортивных чиновников, которыми они обросли и которые греховным образов разворовывают спортивный бюджет. Ведь именно этих чиновников имел в виду президент, гневаясь на виновников провала. Вплотную к этой версии примыкает распространенное в церковной среде восприятие спорта высоких достижений, изматывающего человеческое тело и дух, приобщающего спортсмена к греховной страсти азарта, как занятия заведомо вредного и неспасительного. Тут, правда, падает небольшая тень и на самого Патриарха – зачем, дескать, благословлял греховное занятие и азартную соревновательную страсть.

Но эта благочестивая тень – ничто по сравнению с массовым восприятием патриаршего благословения олимпийцев, с тем восприятием, которое стихийно сложилось в тысячах, миллионах простых, не слишком воцерковленных голов россиян. Давно подмечено, что нашему народу присуща своеобразная форма бытовой религиозности. Вероятно, корнями своими она врастает в исконное крестьянское "двоеверие", когда новые христианские представления органично переплелись с древними, языческими, превращая веру в комплекс магических ритуалов и суеверий. Русская этнография знает бесчисленное количество таких суеверий, причем во многих из них священник – лицо сакральное – играет ключевую роль. Например, в ряде губерний России был зафиксирован обряд катания священника по полю весной, сопровождавшийся заговорами насчет того, чтобы снопы по осени получились такими же тучными и дородными, как батюшка. Безусловно, после духовного возрождения, пережитого нашей страной в течение последних 20 лет, подобного фольклора уже не встретишь, но магические представления об особой силе слова или жеста священника из русского народного сознания не искоренишь. Своего апогея эти представления достигают, когда речь идет о Патриархе – ведь он "святейший", источник сакральной магической силы для всего остального духовенства.

Эту особенность народного восприятия священного сана, в первую очередь – патриаршего, активно использовала официальная пропаганда. Не только вступление в должность нового президента, но и важнейшие акты государственной жизни последние 20 лет обязательно "освящались" патриаршим благословением или присутствием. Так, Алексий II был доставлен в кабинет президента РФ в Кремле, когда 31 декабря 1999 года Борис Ельцин вздумал отречься от престола. Как особо подчеркивали российские СМИ, Патриарх присутствовал при акте передачи и.о. президента Путину ядерного чемоданчика, в котором, как мы понимаем, сокрыты ключи жизни и смерти для всего человечества. И этим своим присутствием Патриарх освятил право В.В.Путина пользоваться чемоданчиком власти над миром. Разумеется, и нынешний президент России, который, правда, больше царствует, чем управляет, получил высшую легитимность через благословение Патриарха в домовом соборе московских Царей в день своей инаугурации.

Стоит ли после всего этого говорить, какое значение для пропаганды, для всей системы обеспечения легитимности нынешней российской власти имеет любая "осечка" с патриаршим благословением? Явных "осечек" такого рода не происходило в новейшей истории России – либо потому, что благословение давалось на дело заведомо выигрышное, либо потому, что Патриарх проявлял должную осмотрительность и осторожность. Например, при Алексии II тех же российских олимпийцев на их "подвиги во имя Родины" благословлял рядовой московский настоятель – протоиерей Сергий Суздальцев в храме на Поклонной горе. Но нынешний Патриарх проявил явную неосмотрительность – и поплатился своей репутацией в массовом сознании. Нет, вера в силу его благословения, укорененная в тысячелетней обрядово-бытовой традиции, не улетучится вмиг. Не заговорит народ, подобно персонажам комедии Гайдая "А Патриарх-то ненастоящий!" До этого пока далеко. Но нечто непоправимое уже произошло. Сохраняя веру в магическую силу патриаршего благословения, народное сознание изменило арифметический знак, стоящий рядом с этим благословением, - с "плюса" на "минус". Теперь великая сила этого благословения вызывает страх и трепет, подобный чувствам ГАИшника, попытавшегося повымогать у батюшки взятку и услышавшего в ответ: "А я тебя заживо отпою!" А уж как объяснить эту перемену знака – личное дело каждого. Как метко резюмировал возможный спектр современной народной мифологии по этому вопросу публицист Виктор Шендерович, "либо "Бога нет" [так скажет жалкая горстка "старых коммунистов"], либо "Бог есть, но Россия Его чем-то сильно прогневала", либо "Патриарх Кирилл очень слабый лоббист" и "его молитвы не учитываются при принятии решений наверху". Поддерживая этот народный "тренд", пропаганда РПЦ МП устами иеромонаха Димитрия (Першина), одного из спикеров "Интерфакса-религии", предлагает россиянам еще и возблагодарить Бога, что в Ванкувере не обвалился стадион и не похоронил тысячи людей под своими обломками.

Стоит за это благодарить Бога и Патриарха Кирилла, или нет, опять же, каждый решит сам в силу своего благочестия и религиозных представлений. Но совершенно твердо можно сказать, что прежнего доверия власти к благословению Патриарха Кирилла – если не к его магической силе, то хотя бы к пропагандистскому эффекту от него, - уже не будет. И это огромный репутационный удар для Патриарха.

Не ждите от нас ответа на вопрос, какова же истинная причина случившегося, почему патриаршее благословение "подействовала наоборот". Но, может быть, найти ответ на этот вопрос нам поможет одна евангельская история. "Проходя, увидел [Иисус] человека, слепого от рождения... Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу".

Итак, грешник ли Патриарх Кирилл – мы не знаем. Одно знаем: он благословил сборную России на эту Олимпиаду, и ныне важный национальный символ, который одно время хотели превратить даже в "национальную идею", повержен.

Алексей Малютин,
для "Портала-Credo.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования