Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Час тайного кардинала. Русское православие в будущее поведут европейцы, или Чем отличается Иларион от Кирилла


Стремительное возвышение владыки Илариона (Алфеева), за один год превратившегося из епископа Венского в митрополита Волоколамского, председателя ОВЦС МП, постоянного члена Священного Синода и прочая и прочая (всего 23 должности), вряд ли кого-то удивило в церковной среде, поскольку Иларион – ближайший сподвижник и единомышленник Патриарха Кирилла, в каком-то смысле - его ученик, которого он продвигал по карьерной лестнице последние 10 лет. Кирилл на протяжении всего своего руководства Отделом внешних церковных связей привлекал к себе талантливых и ярких людей, которые могут быть верными делу церковно-политического строительства. В настоящее время очевидно, что, будучи митрополитом, Кирилл подготовил солидную кадровую почву для своего патриаршества, то есть нового этапа истории Московского патриархата.

Многие с завистью относятся к молодому (1966 года рождения), беспрецедентно стремительно возвысившемуся митрополиту Илариону, видят в нем, пусть даже и интеллектуального, но выскочку, баловня судьбы, карьериста с католическими симпатиями, как у своего шефа. Илариону изначально приписывают идеи, которые были и есть у Кирилла, однако на самом деле молодой митрополит является более сложной фигурой, чем можно себе представить. Это новый тип православного церковного деятеля, который научился дипломатии и осторожности у РПЦ МП советской эпохи, получил хорошую богословскую школу в России и на Западе, вобрал в себя цинизм постсоветской российской действительности, чтобы использовать все свои качества ради построения сильной и богатой Церкви. У митрополита Илариона есть целый ряд черт, которые отличают его от Патриарха Кирилла, но которые, вероятно, помогают и самому предстоятелю РПЦ МП видеть в своем протеже будущую ключевую фигуру русского православия.

Прежде всего, митрополит Иларион не столько имеет академическую школу, сколько обладает природным изысканным интеллектом и многогранным талантом – музыканта, богослова, дипломата и администратора. Он является автором ряда музыкальных произведений, в том числе "Божественной литургии" и "Всенощного бдения" для хора без сопровождения, а также "Рождественской оратории" для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра, которые исполнялись как в России, так и за рубежом (Иларион закончил музыкальную школу имени Гнесиных по классу скрипки и композиции и пару лет, с перерывом, учился на композиторском факультете Московской государственной консерватории). Можно по-разному судить о достоинствах этих сочинений, но епископ-композитор резко ломает советский, да и дореволюционный образ церковного иерарха-бюрократа, зашоренного и служащего исключительно интересам своей корпорации.

Во-вторых, от многих нынешних иерархов РПЦ МП митрополита Илариона отличает то, что богословие является для него профессиональным призванием, предметом живого размышления на высоком историко-теологическом уровне. Богословие митрополит изучал и в Московской духовной академии (правда, заочно), и в Оксфорде - в 1995 году он окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии, написав диссертацию о преподобном Симеоне Новом Богослове. Митрополит Иларион издал десятки богословских книг. Одной и первых является "Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие", которая появилась в 1996 году. Она написана просто, легко, безо всякой идеологии, человеком, который хочет "заразить" своей верой других. Для многих, в том числе за рубежом, книга "Таинство веры" стала одним из проводников в мир православного богословия (эта книга переведена на английский, сербский, польский, финский и другие языки). Выступления, проповеди, статьи Илариона в значительно большей степени построены собственно на вере во Христа, осмыслении этой веры, наследия св. Отцов и роли Церкви в жизни человека, чем на "православно-патриотических ценностях" или текущей церковной политике. В этом отношении в мировоззрении Илариона вера является верой, а не опорой и инструментом общественно-политической идеологии. Молодой митрополит менее идеологизирован, чем Патриарх Кирилл, и намного меньше оперирует даже общеобязательными идеологемами типа "русской цивилизации", "русского национального государства", "русской самобытности" и "государствообразующей церкви".

Вполне естественно, что именно он был назначен и ректором Общецерковной аспирантуры, которой предстоит возглавить процесс подъема православного богословского образования на должный уровень. Кроме того, авторитет и эрудиция митрополита Волоколамского могут сыграть большую роль в реальном утверждении богословия в качестве специальности ВАКа. Усилия Церкви, в том числе и митрополита Илариона, могут привести к тому, что к богословию в РПЦ МП начнут относиться более ответственно, а не как к "служанке идеологии".

В-третьих, митрополит Иларион является в большей мере европейцем, чем Патриарх Кирилл, даже можно сказать – преимущественно европейцем по сравнению с Кириллом, который отгораживает Россию от Европы, создает для России отдельную цивилизацию – русскую или восточнохристианскую с Украиной и Беларусью. Митрополит Волоколамский не ощущает никакого барьера при контактах с представителями Запада и европейских Церквей, он общается с ними на равных. Его отношения с католиками напоминают диалог просвещенных европейских интеллектуалов, которые осознают себя деятелями двух братских Церквей. Основой для диалога и сотрудничества является "единая вера" и "традиционные консервативные христианские ценности". В целом ряде речей Илариона красной нитью проходит идея о том, что церкви Востока и Запада должны объединиться ради противостояния светскому гуманизму, секуляризации, либерализации христианства. Принципиальность Илариона хорошо видна на примере заявления о возможности прекращения диалога с Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии, так как ее возглавила женщина. Иларион также поддерживает католиков, когда призывает Совет Европы не навязывать верующим чуждую им позицию по однополым бракам и другим подобным вопросам. Фактически глава ОВЦС стремится к тому, чтобы РПЦ МП принимала участие в "спасении Европы" вместе с католиками, поскольку мы живем в едином культурном пространстве, а православие неотделимо от вселенского христианства.

Как и у Патриарха Кирилла, у его сподвижников просматриваются явные симпатии и к четкой структуре Ватикана, и к универсализму, на который претендует католическая вера.

Наконец, митрополит Иларион свободно применяет методы и подходы, которыми пользовался и пользуется Патриарх Кирилл – он в каком-то смысле лишен стереотипов и многих церковных комплексов. И Иларион – единственный из епископов, который позволяет себе выступать и действовать примерно так же, как Кирилл, – "разрушая предрассудки". Он страстно осуждает любые попытки оправдать Сталина, выступает в защиту прихожанок в брюках, за венчание смешанных браков - православных и католиков, предлагает помощь Госдепу США в подготовке доклада о свободе совести. В своих статьях и интервью Иларион осознает необходимость использования уникального шанса для возрождения РПЦ МП, пока еще есть кредит доверия власти и народа.

Как отметил Иларион в одном из интервью, "всякий человек, который призван быть христианином, призван быть и апостолом. Соответственно, апостольское служение вполне осуществимо как для лиц в священном сане, так и для мирян. Другое дело, что у нас не всегда находятся условия и возможности для людей, не имеющих священного сана, осуществлять свое миссионерское служение. В Церкви существует стереотип, что авторитетом обладают лишь священнослужители, а мирянин - это как бы никто, его слово не имеет никакой цены. Я думаю, что это неправильно, и от этого стереотипа мы постепенно откажемся, сама жизнь заставит отказаться от него".

При этом, как и Патриарх Кирилл, Иларион отнюдь не является сторонником внутрицерковной демократии и, видимо, демократии вообще, и способен действовать жестко и бескомпромиссно. Так, в 2002 году епископ Иларион расколол Сурожскую епархию, выполнив поручение ОВЦС МП о создании единого прихода патриархии. Он и другие представители РПЦ МП просто выгнали из Успенского храма в Лондоне "параллельную" общину епископа Василия (Осборна).

Закрытость личности владыки Илариона, его быстрая карьера, западный образ епископа-интеллектуала эпохи Возрождения, который пишет музыку, книги, да еще и имеет политическое влияние, породили в консервативных православных кругах слух о том, что он является тайным кардиналом и выполняет некую секретную миссию. Оставив слухи на совести конспирологов, можно сказать, что, конечно, новому типу церковных деятелей с современными подходами и европейским образованием, к которым принадлежит митрополит Иларион, в значительной степени чуждо патриархальное православие с его замкнутостью, бытовой неустроенностью, намеренным самоуничижением и внешним аскетизмом. Время епископов, повторяющих то образ жизни советских чиновников, то помещиков средней руки, с дворней, павлинами и собачками, с самодурством, пышными трапезами и расслабленной ленью, проходит.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования