Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Раввинистическая борьба за армию. Новым главным раввином израильской армии стал человек, который не считает "преступными" приказы о выдворении евреев из поселений на арабских территориях


Подводя итоги прошлого года, мы, среди прочего, писали о конфликте, вспыхнувшем между министерством обороны Израиля и раввинами нескольких армейских иешив, призвавших своих учеников не исполнять приказы об "изгнании" евреев из поселений на арабских территориях. Практически никто тогда не сомневался, что этот скандал не останется без продолжения. И, как пелось в известном советском мультфильме, "предчувствие его не обмануло".

Главным участником прошлогоднего конфликта с минобороны стал раввин Элиэзер Меламед, возглавляющий иешиву в поселении Хар Браха. Именно он и стал застрельщиком нового витка противостояния. Выступая в поселении Эфрат перед студентами местной иешивы, раввин заявил, что армейские раввины-капеланы недостаточно знающи и авторитетны, чтобы выносить самостоятельные решения, касающиеся сложных религиозно-правовых вопросов. Кроме того, капелланы, по словам р. Меламеда, являются прежде всего офицерами, а потому на их мнение не могут не повлиять внутриармейские соображения, не имеющие непосредственного отношения к религиозным еврейским идеалам. А потому, заключил раввин, со сложными вопросами и сомнениями религиозным солдатам следует обращаться не к армейским раввинам, но исключительно к их штатским коллегам.

По большому счету, ничего принципиально нового в этом выступлении не прозвучало. Во-первых, раввин Меламед и раньше позволял себе весьма резкие и нелицеприятные высказывания в адрес военного раввината, в том числе со страниц поселенческого еженедельника "Бе-Шева", где у Меламеда есть своя колонка. А во-вторых, многие религиозные солдаты уже давно обращаются с галахическими вопросами не к армейским капелланам, а к известным штатским раввинам, прежде всего - руководителям иешив (довольно часто такие запросы делаются при помощи СМС-сообщений, и про некоторых раввинов поговаривают, что на СМСки от солдат они отвечают даже в субботу). Однако последняя речь р. Меламеда была воспринята многими как личный "наезд", направленный против конкретного человека. Ибо как раз в это время в израильской армии происходили важные кадровые перестановки. Прежний главный капеллан израильской армии, бригадный генерал р. Ави Ронский, закончил свою каденцию. Его преемником стал пятидесятичетырехлетний раввин Рафи Перец.

С точки зрения биографии р. Перец выглядит идеальным кандидатом на пост главного армейского раввина. Действительную службу он прошел в израильских ВВС и до последнего времени регулярно возвращался на армейскую службу в качестве инструктора пилотов боевых вертолетов. А непосредственно перед своим назначением главным капелланом – возглавлял мехину (специальный курс для подготовки допризывников к армейской службе, во время которого физические тренировки сочетаются со специальной религиозной учебной программой), расположенную в поселке Ятед, куда она перебазировалась из Ацмоны, одного из эвакуированных еврейских поселений сектора Газа.

Именно в Ацмоне р. Перец и попал в "черный список" израильских правых. Солдат и полицейских, участвовавших в эвакуации поселений, тогда всетречали бранью и проклятьями. Параллельно поселенческие раввины до последнего момента безуспешно пытались спровоцировать массовое неповиновение приказам об эвакуации поселений. Р. Перец повел себя принципиально иначе. Он до последнего дня оставался в Газе, однако, когда пришел "час Х", демонстративно обнялся с солдатами, посланными в Ацмону, и пустился с ними в пляс, продемонстрировав тем самым, что, во-первых, не держит на солдат зла, а во-вторых, считает, что те действуют совершенно правильно, подчинившись приказу.

Именно эта позиция нового главного капеллана и не устраивает р. Меламеда и его единомышленников. По их мнению, любые приказы по ликвидации поселений и "изгнанию" евреев с религиозной точки зрения являются заведомо незаконными, а потому верующие солдаты не имеют права им подчиняться.

Религиозных солдат в израильской армии, особенно в боевых частях, сегодня достаточно много, так что командование не может не учитывать возможные последствия массового неподчинения верующих солдат. Поэтому, принимая решение о новом назначении р. Переца, министр обороны и армейские генералы безусловно учли не только его боевое прошлое и познания в Торе. В раввине, считающем приказы об эвакуации поселений законными и подлежащими исполнению, они, безусловно, увидели возможный противовес поселенческим религиозным авторитетам, призывающим солдат к неподчинению "преступным" приказам. Однако и те, в свою очередь, не дремали, и устами р. Меламеда попытались нанести "превентивный удар", причем не только "точечно" по р. Перецу, но и по всему институту армейского раввината.

Пока новостей о возобновлении арабо-израильских переговоров нет, а вопрос об эвакуации еврейских поселений, соответственно, на повестке дня пока не стоит, спор о полномочиях военных раввинов носит, скорее, теоретический характер. Однако если в мирном процессе наметится прорыв, то ситуация радикальным образом изменится. И тогда станет понятно, насколько удачным оказался выбор армейского руководства, и хватит ли у нового капеллана религиозной харизмы, чтобы если не полностью нейтрализовать, то, по меньшей мере, существенно ослабить влияние поселенческих раввинов на религиозных военнослужащих.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования