Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Сефардский раввин – лучший друг прозелита. Влиятельная израильская партия Шас пытается освоить новый электорат – репатриантов из СССР, - ослабив религиозные требования


О длящемся вот уже больше двух лет израильском скандале вокруг отмены гиюров мы писали уже неоднократно (например, здесь, здесь  и здесь). Поэтому сразу перейдем к последним новостям.

Некоторое время назад вопрос о правомерности отмены гиюров оказался на рассмотрении в Верховном суде Израиля. Звучит это достаточно абсурдно, поскольку Верховный суд – учреждение сугубо светское, с достаточно сильной антиклерикальной репутацией. Однако это – одна из сторон неотделения религии от государства: поскольку религиозные суды, занимающиеся, в том числе, гиюрами, являются частью общегосударственной судебной системы Израиля, Верховный суд, в определенных пределах, может вмешиваться в их деятельность.

Как водится, суд запросил юридическое мнение у Верховного раввината, а также у юридического советника правительства Менахема Мазуза (который, согласно израильскому законодательству, одновременно является генеральным прокурором). Последний заявил, что отмена гиюров незаконна как с точки зрения государственных законов, так и с точки зрения еврейского религиозного права. Однако сразу после этого подоспело другое заключение – юридического советника раввината р. Шимона Яакоби. Он пришел к прямо противоположному выводу: отмена гиюра возможна, более того, этот вопрос находится в компетенции любого религиозного суда.

Поскольку генеральный прокурор Мазуз – всего лишь сын довольно известного в прошлом тунисского раввина, никто бы не удивился, если бы Верховный суд оказал больше доверия экспертизе его коллеги-раввина. Однако в этот момент в дело неожиданно вмешался главный раввин Израиляр. Шломо Амар, фактически дезавуировавший официальное мнение своего подчиненного. В инструкции раввинским судам, подписанной им в начале феврале, он, среди прочего, указал, что обычные религиозные суды не имеют полномочий рассматривать вопросы отмены гиюра. Максимум, что может такой суд, это передать сомнительное дело в специальный суд высшей инстанции, состав которого будет определен лично раввином Амаром. Последнее позволяет с уверенностью предположить, что аннулированных гиюров будет крайне мало, если вообще они будут.

Данное решение не обещает р. Амару легкой жизни, поскольку ашдодский раввин Авраам Шерман, заваривший всю кашу с отменой гиюров, является, как мы уже писали, креатурой р. Эльяшева, духовного лидера нынешней ультра-ортодоксии. Для Эльяшева же вопрос о "фальшивых гиюрах" является принципиальным, так что без боя он не сдастся. Однако р. Амар – тоже не один в поле воин: у него также есть достаточно сильная и влиятельная "крыша" - бывший главный раввин Овадия Йосеф, вот уже много лет считающийся крупнейшим религиозным авторитетом восточного еврейства. Последний же едва ли не демонстративно ведет себя независимо от ашкеназской ультраортодоксии, не боясь наступать ей на больные мозоли.

Так, в январе 2010 года партия Шас, духовным патроном которой является р. Овадия, вступила во Всемирную сионистскую организацию (ВСО), став первой ультраортодоксальной партией, официально перешедшей на сионистскую платформу. Чтобы быть принятой во ВСО, Шас даже внесла некоторые изменения в свой устав. Для ультраортодоксов во главе с р. Эльяшевом это решение подействовало подобно пощечине: слово "сионизм" является в этих кругах ругательством, а антисионизм – частью партийно-религиозной идеологии и самоидентификации. Поэтому сразу же, как только о решении Шаса стало известно широкой общественности, разразился публичный скандал. Раввин Моше Гафни, представляющий в Кнессете ультрарелигиозную партию "Еврейство Торы", публично обрушился с яростной критикой на своих восточных единоверцев, вопрошая, как религиозные иудеи могут входить в одну организацию со светскими евреями и даже реформистами. Естественно, последовали и другие обвинения: в "продажности", желании пристроить партийных функционеров на хлебные места, и т.д. Однако партия Шас и ее духовный лидер остались непоколебимы в своем решении.

Еще одна демонстрация последователей р. Овадия касалась как раз вопросов гиюра. Практически одновременно с появлением вышеупомянутого заключения р. Яакоби депутат Кнессета от Шаса, один из ближайших учеников р. Овадии раввин Хаим Амсалем выпустил книгу, в которой он остаивал мысль, совершенно крамольную и еретическую для большинства ультраортодоксов: изначально нельзя воздвигать препоны перед желающим пройти гиюр, даже если он намерен соблюдать лишь некоторые традиции, как это делает большинство еврейского народа. Причем в первую очередь, по мнению раввина, это касается неевреев, являющихся потомками или родственниками евреев – т.е. подавляющего большинства репатриантов-неевреев из бывшего СССР, из-за которых, собственно, и начался весь сыр-бор с "массовыми гиюрами".

Партию Шас русскоязычные израильтяне традиционно не любят, в том числе за слишком успешное (и дорогосоящее для казны) лоббирования интересов своего электората. Однако с учетом того, что религиозные сионисты в последние годы стремительно утрачивают позицию за позицией, именно эта партия, а также связанные с ней раввины, могут оказаться единственными, на кого смогут расчитывать репатрианты-неевреи, которые захотят присоединиться к народу Израиля. Поскольку другой реальной альтернативы ультраортодоксии р. Эльяшева сегодня, боюсь, не существует.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования