Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Эх, дороги… Деятельность Патриарха Кирилла даже с поверхностной точки зрения выглядит, скорее, как деятельность политика, радеющего о государственных и корпоративных интересах


В России, как известно, две главные беды – дураки и дороги. Вряд ли церковное сообщество в этом смысле исключение. От Патриарха Кирилла, взошедшего год назад на первосвятительский престол под флагом "антикризисного менеджера", все ждали действий. И чем займется в первую очередь – дураками или дорогами, образно говоря? Внутренним обустройством церковной жизни или внешним устроением церковной организации, ее структурами, ее "интересами", ее внешними контактами, в том числе и с государственными структурами.

Было бы логично заняться "дураками", ибо по их дурости существуют и проблемы с дорогами. Но это не в русской традиции. "Святая Русь", хвалящаяся перед всем миром своей недосягаемой для прочих народов "духовностью", по традиции никогда не замечает человека. "Эх, тройка, птица-тройка", она летит куда-то туда, в призрачные дали, подминая под себя все живое на своем пути. Так что вполне ожидаемо, что деятельный иерарх избрал для приложения своих сил банальную асфальтоукладку. "Дураки" же пойдут даже не второй очередью – едва ли не с первых шагов нового патриаршества общественность была успокоена заверениями, что никаких реформ не будет. Ведь реформа, по российским понятиям, это что-то вроде стихийного бедствия. Русскому сердцу намного милей вялотекущий консерватизм вперемешку с истерией революции. Есть, правда, и другие настроения в Церкви. Многим ясно, что надо что-то делать и менять внутри самой Церкви. Возможно, для успокоения этой части церковного сообщества и учреждено Межсоборное присутствие, о важности которого много говорится, в том числе и самим Патриархом. Вот только результатов работы этого института пока особенно не наблюдается. Все внутрицерковные изменения ограничились только лишь незначительными и не очевидно оправданными изменениями кадровой структуры органов Патриархии, а также учреждением новой громоздкой формы анкет для священнослужителей. И здесь тоже отразилась характерная черта русской веры – вера в бюрократию.

Ну а если уж взялись за дороги, то в первую очередь нужно обеспечить, чтобы вели они в нужном направлении. "Верной дорогой идете, товарищи!" - немо вещал указующей дланью многократно запечатленный в камне на просторах от Бреста до Курил бессмертный Вождь, тоже, кстати, весьма озабоченный в свое время церковной проблемой.

Нынче направления дорог вроде бы радикально изменились, но что-то всё же осталось, даже что-то главное, суммирующее, что ли, направление. Ответ же прост. Еще древние провозгласили: "Все дороги ведут в Рим". То есть, в приложении к России, в Москву. До роли Третьего Рима Москва так и не дотянула, но на роль местной его доморощенной альтернативы вполне сойдет. В этом плане русская Церковь в лице Московской патриархии всегда тянулась за державой и пыталась внести свой вклад в общую копилку идеологических амбиций. Скажем прямо, как-то не совсем удобно было пристраиваться к откровенно безбожному идеологическому мейнстриму советского времени. Но и это в какой-то мере удавалось. Ну а сейчас-то, когда есть шанс стать в фарватер идеологии, то, как говорится, грех не воспользоваться.

Легко заметить, что и раньше претензии РПЦ МП на безусловное духовное лидерство росли в прямой пропорции с ростом авторитета и влияния в ней главы Отдела внешних церковных связей. Теперь же прокладка этого главного пути пошла полным ходом.

Государственное православие в первую очередь должно обеспечить себе монополию. Если уж отталкиваться от тезиса, что мы главные, потому что большинство населения ассоциируют себя с православием, то нужно, чтобы само православие было представлено одной официальной структурой. Поэтому начавшийся еще до интронизации Патриарха Кирилла разгром сколько-нибудь заметной альтернативной православной юрисдикции в Суздале с еще большей решительностью продолжился и дальше. Такой опыт ценен для РПЦ МП и с чисто тактической точки зрения – борьба эта идет в тесной связке церковных и государственных структур, и опыт такого "сотрудничества" может и должен будет пригодиться. Можно не сомневаться, что "зачистка" православия с разной степенью грубости и тонкости будет продолжаться.

В рамках общей стратегии логично выглядит и активные попытки внедрения в школы, в вооруженные силы и прочие структуры, имеющие власть над душами людей. При том, что уровень самих прихожан РПЦ МП далеко оставляет желать лучшего, в должной мере не налажен учебный процесс даже в приходских воскресных школах, Московская патриархия претендует на организацию некоего православного всеобуча в стране. Заранее понятно, что его качество при нынешнем потенциале Церкви заранее обречено на плачевность. Но цель-то совсем не в том, чтобы дать какие-то знания, а в том, чтобы пометить территорию, чтобы граждане с детства приучались считаться православными и, тем самым, укреплялось в глазах государства религиозное лидерство ведущей церковной юрисдикции. На достижение такой цели направлено и ставшее во главу угла при нынешнем Патриархе "миссионерство", делающее акцент не столько на благовестии Христа, сколько на пропаганде собственно РПЦ МП.

Такая "зачистка" ведется и на внешнем фронте. После пленения РПЦЗ бои здесь ведутся на подступах к Русскому европейскому Экзархату Константинопольского патриархата. Важнейшие вехи этой борьбы – открытие в Париже в пику уже имеющемуся там Свято-Сергиеву институту "своей" семинарии, а также успешно завершившаяся судебная тяжба, приведшая к отнятию у Русского Экзархата собора в Ницце.

На ближних фронтах развивается наступательная тактика в направлении Украины и Беларуси. Собственно говоря, в Беларуси особо нет надобности в какой-то борьбе – никаких притязаний на автономию или тем более автокефалию здесь не наблюдается. Но некоторые новые методы переносятся и сюда. Московская патриархия определенно берет курс на ограничение вообще всякой автономности и самостоятельности украинской и белорусской части РПЦ МП. Многое здесь объясняется растущей нервозностью московского центра по поводу успешно ведущегося в последние годы диалога между УПЦ МП и УПЦ КП. Приняты решительные меры по блокированию таких переговоров, успех которых означал бы утрату всех позиций РПЦ МП в Украине. Отозван "на повышение" в Москву архимандрит Кирилл (Говорун), одна из ключевых фигур в внутриукраинском церковном диалоге. Наблюдателями было отмечено весьма демонстративное обращение одного из заместителей председателя ОВЦС к главе правительства Украины в обход Киевской митрополии. Менее заметным прошел такой же демонстративный прием в Беларуси, где в обход руководства Экзархата состоялась встреча другого заместителя председателя ОВЦС с одним из ведущих лиц в белорусском правительстве. Все это говорит о том, что такая тактика ограничения автономности местных церквей вовсе не случайна. Даже факт проведения в Киеве выездной сессии Синода многими рассматривается как знак того, что Киеву придается значение не столько первопрестольного города УПЦ МП, сколько одного из прочих важнейших центров Московской патриархии. Вполне возможен и такой вариант, что титул Патриарха Московского и всея Руси может быть дополнен упоминанием его главенство и в украинской Церкви. По крайней мере, на таком главенстве особенно акцентировал внимание и сам Патриарх Кирилл во время своего визита в Украину.

Украинский фронт важен для РПЦ МП еще и потому, что здесь тоже борьба ведется в смычке с государственными интересами России. Тем более в переломный момент политической жизни этой страны. Один белорусский священник на вопрос, какое главное деяние Патриарха он бы особенно выделил за этот год, так и сказал: "Он побывал на Украине, поднял народ – вот и побеждает Янукович".

Так что деятельность патриарха-менеджера даже с поверхностной точки зрения выглядит скорее как деятельность не духовного пастыря, а политика, радеющего о государственных и корпоративных интересах. Конечно, нельзя сказать, что Патриарх полностью равнодушен к внутрицерковным проблемам. Говорится много хороших и правильных слов. Некоторые их них даже вселяют надежду на действительное наконец-то возрождение Русской Православной Церкви. Но пока это только слова…

Людмила Суходольская
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования