Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Патриарх и его рейтинг. Популярность Патриарха Кирилла, сопоставимая с президентской и премьерской, вызывает естественное желание посоревноваться


В 2000-е среди персон и институтов, пользовавшихся наибольшим доверием у россиян, в одном ряду постоянно оказывались президент страны, РПЦ МП, её предстоятели, и правящая партия. Со времени перехода к управленческой конструкции "дуумвирата" список неоспоримо рейтинговых величин расширился. Передавший высшую государственную должность преемнику бывший глава государства уже в статусе главы федерального правительства обладает сегодня самой высокой поддержкой соотечественников, чему соответствует полуофициальный титул "национального лидера". Словом, за последнее десятилетие светская власть не только сравнялась по популярности с "властью духовной", которую последняя имела ещё в 1990-х, но даже опередила её.

Не будет преувеличением сказать, что рейтинги "дуумвиров" воспринимаются обществом в качестве константы существования самой сегодняшней России. Разумеется, рейтинг – ещё не желаемый результат, но одновременно он относится к неоспоримым признакам стабилизации властной корпорации, с одной стороны, и сформированного сверху вниз под запросы властной "вертикали" общественного устройства - с другой.

С точки зрения близких к Кремлю светских политологов, публицистов и высшего чиновничества, РПЦ МП обеспечивает преемственность постсоветского государства с дореволюционной Россией. Она же формирует культурно-цивилизационную идентичность сегодняшней элиты. Независимо от этнического происхождения многих её представителей, элита как корпорация признаёт ценность и значимость вероисповедания и деноминации, выступающих в роли маркера страны, а в каких-то случаях даже и государства.Что также немаловажно, пропатриархийный консенсус элиты не противоречит воображаемому общественному запросу. Как-то однажды  покидающий в эти дни свой пост президент Татарстана Минтимер Шаймиев доходчиво объяснил отношение властей к массовым этническим проявления религиозности:  "Народу нравится!"

А вот популярность идей "симфонии" светской и духовной властей редко выходит за пределы патриархийной корпорации, что тоже говорит о многом. Таким образом, лидерство рейтингов последнего десятилетия стало соотноситься, прежде всего, со светской властью, участвующей в решении практических дел. Аналитиков удивляла и удивляет остающаяся практически неизменной поддержка Владимира Путина и Дмитрия Медведева, а вовсе не привычная ещё с 90-х "высокоградусная" константа доверия россиян к РПЦ МП, Патриарху Алексию II, а теперь и Кириллу. Симпатии к "титульной Церкви" были объяснены в первом приближении, исходя из противопоставления некоего идеального духовного "позитива" окружающему "негативу" повседневности. Если феномен популярности президента и национального лидера продолжает во многом ещё оставаться тайной, как для их сторонников, так и для критиков, то отношение избирателей к "партии власти" наглядно свидетельствует об откровенно прагматическом характере запросов, обмениваемых в нужный момент на электоральную поддержку. Можно спорить относительно её величины – 30% от числа всех избирателей или 60 % от числа принявших участие в голосовании (достаточно типичный показатель), влиянии "его величества" "административного ресурса" и прочих переменных, – но то, что такая поддержка существует, сомнению не подлежит. При более глубинных опросах, в частности, выясняется, что люди отдают голоса "партии власти", руководствуясь нехитрыми доводами, основанными на собственном опыте, не самом, может быть, приятном, но вполне здравом. Житейская логика рассуждений здесь примерно такова: "Раз реальной властью обладают при нынешней конструкции управления только те, кто находится у власти, то никакая оппозиция не имеет доступа к решению практических вопросов, а значит, у оппозиционеров нет никакой возможности что-либо изменить, следовательно что-либо получить от власти можно, только поддерживая её и торгуясь с ней, когда к тому располагают обстоятельства". Можно ли назвать такие отношения договором общества с властью, не говоря уже о прочности таких отношений, – вопросы непростые.

Самый свежий опрос ВЦИОМа показал: 64% респондентов заявили, что церковная политика, проводимая Патриархом Кириллом, отвечает сегодняшним общественным запросам. Некоторые, хотя и существенные региональные и возрастные расхождения – с этим согласны значительно меньше представителей молодёжи (несмотря даже на проповеди на стадионах!), а также жителей обеих столиц – интересны сами по себе, однако кардинально на ситуацию не влияют. Рейтинг Патриарха объективно высок.

Интересно, на что, с кем и какими способами Патриарх готов обменять его ? Собственно, нынешний предстоятель РПЦ МП не скрывал, что пришёл выполнить программу "максимум" своего предшественника по всеобщей ОПКизации светской школы и капелланизации армии и прочих силовых структур. И без участия государства в любом случае сделать это невозможно. Любопытно и то, что среди своих достижений в интервью, показанном на телеканале "Россия" 31января, Патриарх вроде бы невзначай вспомнил об этих мудрых решениях российской власти, умолчав о ключевой роли РПЦ МП, лоббировавшей их принятие.

Впрочем, в медленно выстраиваемой стратегии РПЦ МП (последнее время всё чаще ловлю себя на мысли: Патриарх и его окружение формируют элементы собственной программы, что называется, на скорую руку – до детализации ли?), кажется, найдена возможность совершения обмена патриаршего рейтинга на общественную поддержку. РПЦ МП объявила о намерении открыть общественную приёмную Патриарха. Точь в точь, как у президента и премьера!

Зная позицию сегодняшней моносубъектной власти, не допускающей появления параллельных центров не то что принятия решений, но даже формирования "повестки дня", – о чём лучше других знают в Чистом переулке, – можно не сомневаться в утопичности таких намерений.

Да и с какой стати патриархия, научившаяся в ельцинский период дистанцироваться от ошибок и действующей власти и государства вообще, ни с того ни с сего возьмёт и взвалит на себя такой груз забот и ответственности?

А коли так, то РПЦ МП в представлениях россиян по-прежнему суждено оставаться далёкой прекрасной мечтой, с которой у них, живущих на грешной земле, нет никаких точек соприкосновения. Так что прагматический обмен патриаршего рейтинга на поддержку здесь совершенно неуместен.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Сredo.
Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования