Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Прочитано до конца. Рождественские образовательные чтения исчерпали свою основную повестку – российское государство согласилось на «воцерковление» образования


Сегодня в Москве закончились XVIII Международные Рождественские образовательные чтения, проходившие с 24 января. Хотя и наметилась некая тенденция к постепенному сворачиванию этого грандиозного мероприятия (новому Патриарху, по его собственным словам, нужна "конкретика", а "не просто тусовка"), в этом году оно всё еще было весьма масштабным – и по количеству участников, и по многообразию секций, раскиданных по всей Москве. Поэтому охватить всё, что было сказано там и что произошло, – просто невозможно. Обозначим лишь самое основное. А именно - то, что связано с фигурирующим в самом названии Рождественских чтений словом "образовательный". Православное образование – вот главное, что на них традиционно обсуждается.

Все прошлые Рождественские чтения проходили под знаком безуспешной борьбы за "Основы православной культуры" (ОПК). В самой их атмосфере чувствовалась обида и негодование: "Россия – православная страна, почему же нас, православных, не пускают в школу?" В этом году обстановка была иной. РПЦ МП одержала первую победу. Уже в этом году в 19 регионах России начинается экспериментальное преподавание курса "Основы религиозных культур и светской этики". Школьники (вернее, их родители) смогут выбрать между православием, исламом, буддизмом, иудаизмом, религиозными культурами в целом и светской этикой. Учить светской этике и религиозным культурам будут всего две четверти – последнюю четверть четвертого класса и первую – пятого (видимо, чтобы за лето дети успели основательно подзабыть о спешно привитых им морально-нравственных ценностях. Впрочем, в детях ли дело, если эксперимент этот - вопрос большой политики?).

Победа пока более чем скромная, учитывая, что во многих регионах значительная часть родителей выбирает именно светскую этику. Сказывается ли тут давление учителей – или же низкий уровень религиозности – разобраться сложно. В любом случае епархиям РПЦ МП придется еще изрядно потрудиться, чтобы процент четвероклассников, обучающихся ОПК, был сколько-нибудь существенным.

Но православная общественность всё равно считает это важным прорывом. И не скрывает своих грандиозных планов: в перспективе "Основы православной культуры" должны преподаваться с первого по одиннадцатый класс. Иначе, как считает епископ Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, вводимый сейчас экспериментальный курс потеряет всякий смысл.

И вот тут-то и стоит задуматься над приоритетами образовательной политики РПЦ МП. На Рождественских чтениях речь шла о двух компонентах религиозного православия. О первом мы уже сказали – это церковно-государственное образование, преподавание религиозных (или религиозно-культурных) предметов в государственных общеобразовательных школах. Но существует и второй компонент, о нем на Рождественских чтениях тоже говорили. Это – чисто церковное образование. Воскресные школы и курсы по катехизации при храмах, православные школы и православные вузы, учрежденные епархиями.

Но не стоит думать, что это две равноценные составляющие образовательной стратегии РПЦ МП. Нет, церковно-государственный компонент и компонент церковный - абсолютно несравнимы, несопоставимы по своим масштабам.

Еще до указа президента, вводящего новый экспериментальный курс, "Основы православной культуры" (под различными наименованиями) начали преподаваться в российских регионах в рамках часов, отведенных на региональный компонент образования. И это преподавание к настоящему моменту достигло впечатляющего размаха. Только в одной Московской области, как следует из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), представленного на Рождественских чтениях, ОПК преподают более чем в 900 государственных школах, более чем 60 тысячам учащихся… А ведь есть еще и "воцерковленная" Белгородская область, например. Да и другие регионы стараются не отставать.

А теперь ОПК (в 4-5 классах) к 2012 году будут изучать во всех школах по всей стране. При этом иерархи РПЦ МП, видимо, не без особых на то оснований и договоренностей, рассчитывают, что это преподавание начнется и в других классах в рамках общеобразовательной программы (хотя бы час в неделю). И при этом, как подчеркнул Патриарх Кирилл на открытии чтений, введение комплексного курса "Основ религиозных культур и светской этики" в общеобразовательную программу не означает сворачивания преподавания ОПК в рамках регионального компонента образования. Так что в перспективе ОПК будут изучать в десятках тысяч российских школ сотни тысяч школьников, как минимум одни-два часа в неделю, а то и больше. Впечатляет.

А как же церковный компонент образования? Как же православные школы? Тут картина иная. Епископ Меркурий сообщил участникам чтений, что на сегодня на всю огромную Россию насчитывается всего 113 православных школ (значительную часть из них составляют школы московского региона). Патриарх Кирилл ответил: "Это очень тяжелая цифра". И сказал, что при каждой епархии должно быть хотя бы несколько православных школ и гимназий. То есть число 113 надо увеличить раза в три.

А теперь сравним эти мизерные цифры, отражающие состояние собственно церковного образования, с перспективами и масштабами образования церковно-государственного. Это как сравнивать планеты в Солнечной системе: помните рисунки в учебниках - маковое зернышко и апельсин? Если использовать более православные образы, то церковное образование - это развалившаяся деревянная часовенка в далеком селе, а церковно-государственное - это храм Христа Спасителя.

Вместо того, чтобы развивать сеть собственного образования, чтобы аккумулировать силы и средства на православные гимназии и православные университеты, РПЦ МП сделала ставку на проникновение в государственную систему образования. В государственных школах пусть преподают православную культуру, в государственных вузах – теологию. Это дешево и сердито. Учебники печатает государство, педагогам зарплату платит государство. А ты только сиди да покрикивай.

Между тем, например, у католической Церкви (о ее опыте тоже вспоминали на Рождественских чтениях, но как-то вяло и неохотно) существует другая стратегия образования. Она поддерживает десятки тысяч католических школ, колледжей, университетов. Даже в воинствующе секулярной Франции католических школ – около 20 % от общего числа. Разумеется, этот путь - непростой. Нужны средства, организационные усилия, нужно согласовывать программу с государственными стандартами, искать компромиссы.

Но развитие собственного, альтернативного церковного образования – более честный путь, чем подспудное внедрение в уже существующую государственную образовательную систему, созданную еще в Советском Союзе. К тому же он - более безопасен в духовном плане. Ведь государство, пустив православие в школу, обязательно потребует что-то взамен.

Разумеется, не стоит всерьез относиться к риторике, которой обставлено введение ОПК. "Надо срочно воспитывать школьников, иначе государство российское развалится", "какая ужасающая безнравственность" - весь этот алармизм, неоднократно звучавший в выступлениях на Рождественских чтениях, не вызывает доверия. Никого не научишь нравственности, ставя двойки или пятерки за сочинения по теме "Совесть" или "Доброта". Да и сам уровень нравственности, хотя Патриарх Кирилл и старается нас убедить в обратном, совсем не зависит от религиозности общества. В "деградирующей" и безрелигиозной Европе не убивают людей так, как убивали их в эпоху Религиозных войн, когда все относились к религии предельно всерьез. Религия – это совсем про другое, чем мораль и "нравственный императив". Да и сами православные деятели это отлично понимают. И, тем не менее, продолжают убеждать чиновников в том, что без православия не обойдешься в деле воспитания подрастающего поколения.

РПЦ МП приходит в образование не с собственно религиозными целями, а вполне в духе нашей прагматичной эпохи - чтобы поставить под свой контроль новые финансовые и людские потоки. РПЦ МП как институция, придя в государственную школу, усилит свое влияние. Когда ОПК будут учить сотни тысяч детей по всей России (вне зависимости от того, как сами дети к этому будут относиться и какие слова будут писать в учебниках по православной культуре), это даст в руки церковной иерархии новый козырь - "да-да, у нас все религии равны, но мы ровнее других, вы должны прислушиваться к нашему голосу, ведь дети по всей России изучают не баптистскую и иеговистскую, а именно православную культуру".

Православная вера от введения ОПК вряд ли выиграет, а РПЦ МП как общественный институт – выиграет безусловно.

А в чем же выиграет государство? Зачем ему всё это нужно? В последнее время власть всё большее внимание уделяет идеологическому компоненту в своей политике (ну, чего стоит хотя бы "борьба с фальсификациями истории"). Идеологическая работа в школах тоже постепенно усиливается. Но просто так "Курс патриота" в школы не введешь, это будет уж слишком явно. Лучше совместить его с какими-нибудь основами религиозных культур. Неслучайно на Рождественских чтениях так часто произносилось слово "патриотизм". Произносили его архиереи, поглядывая на государственных чиновников. "Уж мы-то, православные, если вы пустите нас в школы, научим патриотизму".

И тут уж мы вынуждены оказаться перед новой дилеммой. Что лучше: если в новом курсе "Основ православной культуры" будет больше религии, откровенной проповеди, житий святых, – или же если там будет доминировать патриотизм, общегражданский пафос: "за что же мы должны любить Россию и самоотверженно воевать за нее" (светская этика, судя по всему, будет состоять из него целиком). И тут уж каждый сам должен для себя сделать выбор: что лучше – жития святых и чтение Библии – или патриотизм, патриотизм по отношению к такому вот, извините, государству?

Александр Храмов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования