Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Бедность – порок, и землетрясение – кара за него. Патриарх Кирилл вновь ставит под вопрос укоренившийся «нравственный стереотип»


Случившееся недавно в далекой тропической стране Гаити землетрясение не меньше, чем земную кору, потрясло также и духовную атмосферу человеческого общества. Это и понятно – ведь эту самую атмосферу сегодня определяют, скажем прямо, апокалиптические тональности. Они вполне естественны для эпохи "стыка тысячелетий" на фоне резко активизировавшегося процесса глобализации и упадка традиционных культур. Прибавим к этому информационную насыщенность мирового пространства, бурное развитие Интернета, благодаря чему каждый житель земли теперь оперативно может узнать все о больших и маленьких проблемах, сваливающихся на нас в разных концах планеты. Не будем сбрасывать со счетов и "культурную миссию" Голливуда, который чрезвычайно увлекся в последнее время апокалиптическими сюжетами. Обозрев все это, мы поймем, почему гаитянские события вызвали значительный отголосок в душах людей религиозных.

Отреагировало на эту трагедию и мировое православие. РПЦЗ МП в первые же дни после трагедии собрала 50 тысяч долларов. РПЦ МП внутри России, правда, ничего подобного, несмотря на имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, не предприняла. А российские СМИ с каким-то черным сарказмом поведали, что на специально открытый российским отделением Международного общества Красного Креста счет, средства с которого должны были направляться в помощь жертвам землетрясения на Гаити, не поступило ни рубля! Однако в далеком от Гаити Казахстане, устами своего предстоятеля, Патриарха Кирилла (Гундяева), РПЦ МП высказалась в том, духе, что трагическое бедствие было послано народу Гаити, погрязшему в бедности, других пороках и не сумевшему "реализовать себя".

В переводе с церковно-гомилетического на нормальный русский язык смысл этого пассажа следующий: покарали народ Гаити свыше за бедность, наркоманию и другие пороки, возникшие на этой почве. При всей житейской "сермяжности" этой логики к данному патриаршему высказыванию было привлечено повышенное внимание. Многие даже абсолютно секулярные аналитики обратили внимание на некоторый диссонанс подобной логики и высокой евангельской морали. Ясно, что бедность и нищета сами по себе не могут быть признаны позитивными явлениями, однако все же никогда ни православная, ни католическая традиция не ставили в вину бедным их бедность, или даже нищету. Более того, можно вспомнить, что на Всемирном русском народном соборе (а это, как все мы хорошо знаем, – проект тогда еще митрополита Кирилла) в 2007 году обсуждалась проблема бедности и борьбы с ней. И тогда же двусмысленно было заявлено, что бедность – проблема социальная, порождена она в значительной степени тем, что на другом общественном полюсе скопились значительные богатства, и призвал к решению этой проблемы тех, в чьих руках находится это решение, - бизнесменов-нуворишей и государство.

Но на Гаити, судя по высказываниям Патриарха, все совсем наоборот; постановления ВРНС на эту "проклятую" страну не распространяются. Бедность здесь никакая не социальная проблема, а лишь свидетельство некоего очень расплывчатого и непонятного "кризиса духа". Ведь гаитяне только тем и занимались, что жили в нищете, наркоманили и страшным культом Вуду увлекались. Как они при этом еще умудрялись физику-математику у питерских профессоров изучать, сказать трудно. И как-то забывается еще то, что было так в нашей новейшей истории, когда Вашингтон и Запад в страхе перед экспансией коммунизма насаждал в латиноамериканских и африканских странах "своих сукиных сынов", не особенно обращая внимание на то, что эти ребята творят на самом деле со своими странами и народами. Гаити - тому красноречивейший пример.

Кстати, изреченная Патриархом Кириллом мысль, так удивившая представителей православной традиции, сближает его с кальвинизмом и англо-саксонским протестантизмом. Это там бедность порок, это у протестантов, если ты беден - значит, прежде всего, это Бог тебя не избрал. Кстати, идея о том, что быть бедным и безуспешным – плохо, является одной из ключевых у харизматиков-неопятидесятников, которых в патриархии очень не любят.

Можно, конечно, предположить, что московский предстоятель где-то немного не так высказался, как хотел, да еще и г-н Легойда, председатель Информационного отдела РПЦ МП, взял на себя ответственность за неправильную передачу патриарших слов (хотя слова эти были произнесены на многолюдном собрании, и их зафиксировал далеко не один г-н Легойда). Все же долгий перелет, и самолет, неожиданно приземлившийся в Астане вместо Алма-Аты... Но, наблюдая эти события в контексте процесса общего развития РПЦ МП в последнее время, понимаешь, что подобные сентенции неслучайны, а вполне закономерны.

Они закономерны для тех, кто живет и работает под девизом "Солидный Господь для солидных господ". Успешные бизнес- и политические менеджеры предпринимают попытку сформировать вокруг себя послушную идейно-духовную среду. Происходит это в обществе, в котором после посткоммунистического дележа собственности наступила фаза отключения всех и всяческих социальных лифтов с тем, чтобы всякие "не свои" на эту собственность и положение вещей не покушались. Отсюда – иконы в новорусских поселках, другие явления подобного рода, а также все более зримое разделение официальной Церкви на "высокую" и "низкую". В "высокой" Церкви мы имеем иерархов с репутацией "филокатоликов", епископов-композиторов, великосветские тусовки в зале соборов ХХС и протчая, протчая… В Церкви "низкой" - cплошь и рядом ксенофобия и дремучий клерикал-национализм, когда на головы наших учащихся и военнослужащих сваливаются огромные массы словес про патриотизм, про враждебность всего западного, восточного - в общем, "не нашего". И в эту систему очень хорошо встраивается идея о том, что дело помощи бедным – дело рук самих бедных. Хотя в нашей стране значительная часть бедных — это работающие и работящие люди, у которых практически нет надежды когда-либо выбраться из бедности. А теперь все ясно, дело, оказывается, в "глубинном состоянии человеческого духа". Видимо, настолько глубинном, что никто не в силах в эти глубины заглянуть и объяснить, как конкретно Церковь может этим людям помочь. Зато хорошее основание, чтобы заявить cамвона: "Бедный и нищий, спасайся сам! Кто как может".

А кто не может?

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования