Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Веселый праздник? Пройдя таинство крещения формально, россияне с особым рвением "освежаются" в "православной" проруби


Крещение Господне, как показывает социологический опрос "Левада-центра", относится к очень немногим дням в году, когда россияне совершают массовые посещения церквей. Зачем они туда приходят? Большинство, конечно, из прагматических целей - за "святой" водой, которую, с канонической точки зрения, правильнее было бы называть освящённой. Впрочем, народное сознание наделяет ее множеством магических свойств, вполне оправдывая несколько диковатое с богословской точки зрения наименование неодушевленной материи.

На этот раз Аналитический центр Юрия Левады опросил 1 600 россиян в 127 населенных пунктах 46 субъектов Федерации (статистическая погрешность - 3,4 %). 48 % опрошенных заявили, что собираются посетить на Крещение церковь, чтобы "брать святую воду". Всего 6 % намеревались окунуться в прорубь, а 29 % - отметить православный праздник "за праздничным столом". Поскольку респондентам предлагалось на выбор сразу несколько вариантов ответов, многие празднующие выбрали и то, и другое, и третье. Согласно информации пресс-службы "Левада-центра", из числа собирающихся искупаться в проруби 61 % также считают необходимым побывать в церкви, тогда как лишь 34% из них отметят Крещение за праздничным столом. Среди тех, кто собирается брать освященную воду, 8 % совместят это занятие с купанием в проруби и 31% сядут за праздничный стол. А вот среди намеревавшихся отметить праздник застольем лишь 7% окунутся в проруби и 52% наберут освящённой воды.

При этом, судя по предлагаемым социологами формулировкам ответов, у 37% участников опроса сам факт праздника не вызвал желания как-то его отмечать.

Кто же преимущественно ходит в России за "святой" водой? Это инвалиды (58 %), пенсионеры по возрасту (54 %), домохозяйки (54 %) и в целом женщины (58 %), россияне старше 55 лет (54 %), с невысоким достатком (52 %) и жители сельских поселений и городов с населением менее 100 тысяч человек (по 52 %), а также Москвы, подтверждающей, таким образом, репутацию города с едва ли ни самым высоким по России уровнем религиозных запросов части её населения, числящей себя православными.

Соответственно, "купальщики" представляют следующие социальные и образовательные группы (по мере снижения процента): безработные, учащиеся и студенты, специалисты и  предприниматели с высшим образованием, высокими доходами. "Купальщики" представляют более молодые возрастные группы и преимущественно мужчин.

Крещенское застолье выглядит, с одной стороны, продолжением предновогодних "корпоративов" - поскольку об этом больше представителей других групп заявили предприниматели (43 %), руководители и управленцы (36 %) и россияне с высоким уровнем доходов (38 %). С другой же стороны, это способ демонстрации традиционного уклада жизни – об этом свидетельствуют 33 % принявших участие в опросе обитателей малых городов с населением до 100 тысяч жителей.

Социологи на относительно "дальних подступах" зафиксировали намерения, а вот как в действительности происходил праздник. Разумеется, крестные ходы "на Иордань" и купания стали самой заметной и колоритной составляющей Крещения. Для некоторых россиян участие в подобном религиозной экстриме является фактором демонстрации лояльности власти, укрепляющим их собственное положение в поверхностно клерикализованной номенклатурной среде. Вот, например, в пользующемся популярностью у российской административно-управленческой элиты Раифском мужском монастыре Казанской епархии РПЦ МП, стоящем у озера, милиция и спасатели ожидали 19 января до 5 тысяч единиц автотранспорта и 25 тысяч человек. По данным "Татар-информ", постовую службу у монастырских прорубей определено было нести 50 сотрудникам МВД, 150 военным и 12 экипажам ГИБДД. В вечернее время паломники при помощи декоративной подсветки смогли полюбоваться оптическими эффектами, исходящими от возведённых здесь же, на озере, ледовых скульптур.

В другом известном монастыре России – Курской Коренной пустыни - также прошли крещенские купания, в которых, как сообщает "Kurskcity.Ru", приняли участие 1 500 человек. Источник радостно рапортует: "Активно православный обряд прошел в селе Березники Рыльского района Курской области. В купель, организованную возле местной церкви, окунулось порядка 250 человек".

В Петропавловске-Камчатском на озере у военного госпиталя выпилили Иордань, поставили крест и аналой изо льда. Как пишет сайт "Православие на Камчатке", "единственный момент при освящении воды, который прошёл несколько необычно, – это троекратное погружение православного креста в воды "Иордани". Опускать металлический крест в ледяную воду, когда на термометре близко к минус двадцати, не только неприятно, с чем можно смириться, но может оказаться и травматичным для священника. Поэтому протоиерей Василий Гончар привязал крест к леске спиннинга и троекратно погрузил крест в воду проруби".

Федеральный 5-й телеканал в вечерних новостях (эфир 19 января, 16.30) показал репортаж из Хабаровска. Хабаровчане опускались в прорубь, несмотря на прошедшую информацию об очередной аварии на промышленном предприятии соседнего государства, стоящем на притоке пограничной дальневосточной реки. На российском же берегу Амура-батюшки крестный ход встречал военный оркестр. Затем офицер в форме капитана вместе со священнослужителями принял участие в совершении водосвятного молебна, читая паремии по-церковнославянски.

В столице священник-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) из патриархийного молодёжного отдела благословил Иордань для членов мотоклуба "Ночные волки" на канале имени Москвы. Отношение к данному клубу, прославившемуся православно-патриотическим "топлес-шоу" минувшим летом в украинском Севастополе, который байкеры какими-то известными им одним способами хотят "вернуть" России, - важный индикатор партийной принадлежности того или иного активиста РПЦ МП. Если верить Кириллу Фролову, кто с "Ночными волками" - тот с Патриархом Кириллом, а кто, не дай Бог, сомневается или не ценит природную женскую красоту байкерских "боевых подруг", тот тайный диомидовец, враг России и Церкви.

Однако, купаться в порубях можно и без специального освящения вод, ведь, как гласит предание, вода в крещенскую ночь освящается сама по себе. Правда, после прошлогоднего инцидента в Твери, когда под лёд ушли десятки купальщиков, спасатели стали проявлять повышенную бдительность. О том, что без священника, то есть без специально оборудуемых Иорданей для освящения их батюшками, купаться запрещено, рассказал липецкий ресурс "Gorod 48". Из-за срыва традиционного крещенского купания жители поселка тракторного завода на окраине Липецка едва не избили спасателей. Две сотни "купальщиков" направились в полночь к реке, однако, на их удивление, на месте традиционных погружений и заплывов проруби не оказалось. Правда, поблизости подвижники благочестия обнаружили техническую прорубь для водолазов. Дежурившие возле большой лунки спасатели воспрепятствовали совершению обрядового действа. "Получив отказ, - отмечается в публикации, - народ буквально полез на водолазов с кулаками. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не сотрудники Отделения милиции № 6 УВД Липецка, которые своими силами попытались сдержать толпу. Лишь спустя час люди начали расходиться, пообещав напоследок написать жалобу в администрацию города, которая, по их мнению, виновна в отсутствии купели".

Вот такое оно, "Крещение по-русски" - экстремальное благочестие, за которое, если надо, можно и силу применить.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"

Фото с сайта photopolygon.com


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования