Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Тришкин лапсердак. Свадьбы израильских ультраортодоксов как пример болезненной несовместимости религиозной Традиции и секулярной повседневности


Вопросами о легитимности тех или иных хирургических операций современных раввинов не удивишь – их задают столь часто, что некоторые религиозные авторитеты стали разбираться в медицине почти как профессиональные медики. Однако одному студенту иерусалимской иешивы недавно удалось не только удивить, но даже шокировать одного из ведущих духовных лидеров ультраортодоксии - р. Шалома Йосефа Эльяшева.

По словам студента (sic!), в ближайшее время ему предстоит выдать замуж одну из дочерей, однако у него нет денег, чтобы сыграть свадьбу и купить молодым квартиру. Поэтому он хочет знать, разрешает ли галаха продать свою почку, чтобы добыть необходимые средства.

Эта история (вместе с категорическим запретом р. Эльяшева) стала достоянием гласности в ходе специальной раввинской конференции, состоявшейся в Иерусалиме в первых числах января, и посвященной одной единственной проблеме – устройству семейной жизни детей, которое для многих религиозных семей стало непосильным финансовым бременем. В ходе конференции прозвучало еще несколько душераздирающих историй. Так, один раввин поведал про другого студента иешивы, который, не имея возможности выполнить финансовые обязательства перед дочерью и зятем, оказался буквально на гране самоубийства (скорее всего, именно так следует понимать расплывчатую формулировку "оказался в ситуации, когда возникла угроза его жизни", использованную в опубликованном официальном отчете о конференции). Другой раввин рассказал о зяте, который, не получив от тестя того, что "положено", подал на него в религиозный суд.

Разумеется, подобные истории из серии "ужас-ужас-ужас" - все-таки исключение, а не правило. Однако проблема действительно существует. Даже не очень роскошная свадьба обходится в Израиле в несколько десятков тысяч шекелей. Покупка молодым квартиры – десятки тысяч уже долларов (курс долара к шекелю сегодня – примерно 1:3.75). Если молодой человек считается подающим надежды знатоком Торы, то все расходы ложатся на семью невесты; если нет – делятся пополам, но сумма все равно получается весьма ощутимая. А детей в религиозных семьях обычно много.

Разумеется, раввины, собравшиеся в Иерусалиме, не остались безучастными, призвав свою паству сократить расходы на свадьбы и не устраивать слишком пышных торжеств. Один из присутствующий, р. Иегуда Лейб Штейнман, даже заявил прямым текстом: "Тот, кто внушает молодым предъявлять чрезмерные требования будущим родственникам, подобен убийце". Однако всем понятно, что подобные предложения – паллиативы, проку от которых будет немного.

Во-первых, религиозные семьи, как мы уже сказали, многодетные. С точки зрениягалахи, библейская заповедь "плодиться и размножаться" считается исполненной после рождения как мальчика, так и девочки. Поэтому многие семьи могли бы, "не боясь греха", ограничиться гораздо меньшим количеством детей. Однако духовные лидеры общины крайне неохотно разрешают женщинам предохраняться, и всячески поощряют рожать еще и еще. Соответственно, родителям приходится оплачивать не одну-две, а пять-шесть-десять свадеб. А это и для богатых людей покажется накладным.

Во-вторых, если светские израильтяне женятся/выходят замуж ближе к тридцати, когда молодые уже работают (и нередко – неплохо зарабатывают), то подавляющее большинство ультраортодоксов вступает в брак в очень юном возрасте, до двадцати лет. Естественно, в таком возрасте своих доходов у большинства из них нет и быть не может. Соответственно, за свадьбу, кроме родителей и родственников, платить некому.

Ну и, наконец, самое главное. Вот уже несколько десятилетий идеалом израильской ультраортодоксии является человек, полностью посвятивший свою жизнь изучению Торы и не отвлекающийся за мирские заботы о поисках хлеба насущного. Соответственно, значительная часть мужчин в этой общине нигде не работает, а их семьи живут на небольшую стипендию, полагающуюся главе семейства как студенту иешивы, зарплату жены (редко большую), пожертвования и социальную помощь от государства (детские пособия и т.д.). В самом лучшем случае это позволяет жить в "честной бедности".

Понятно, что не все ультраортодоксы проводят всю жизнь над томом Талмуда. Многие рано или поздно идут работать, официально или по-черному. Однако поскольку почти никто из них не имеет светского образования, то найти нормально оплачиваемую работу удается лишь немногим, либо сделавшим карьеру по религиозной линии (например, став городским раввином или переписчиком Торы), либо закончив хорошие профессиональные курсы. Основная же масса даже работающих ультраортодоксов живет весьма небогато.

Эксперты предлагают по-разному выходить из этого положения. Одни, дабы свадьбы собственных детей перестали грозить разорением, предлагают раввинам "благословить" паству предохраняться. Другие призывают отказаться от ранних браков, отсрочив создание семьи до того момента, когда молодые хоть немного встанут на ноги и смогут сами платить за свои удовольствия. Наконец, третьи говорят о необходимости сократить число "вечных студентов" иешив до минимума, а всех остальных мужчин-ультраортодоксов отправить получать специальность и работать. Однако ни один из этих вариантов для духовных лидеров ультраортодоксии неприемлем. Соответственно, все, что им остается, это выступать с заведомо неэффективными увещеваниями да бесконечно латать "тришкин лапсердак", переспределяя скудные средства и мечтая о том, что где-нибудь в Америке или Австралии найдется несколько богатых евреев, которые вдруг захотят помочь нуждающимся братьям, живущим в Святой Земле.

А пока этого не произошло, для многих благочестивых семьей свадьбы собственных детей по-прежнему будут подобны стихийному бедствию, не оставляющему камня на камне от хрупкого семейного благосостояния.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования