Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Год этнизации ислама. Где корень «мусульманских проблем» 2009 года?


Подводя итоги ушедшего пару недель назад 1430 года хиджры (мусульманское летоисчисление) и все еще уходящего (в силу разницы календарных стилей у христиан) 2009 года от Рождества Христова, среди прочих событий в жизни мусульман страны и мира хочется вспомнить в первую очередь следующие. Власти независимого и демократического Туркменистана в связи с эпидемией пресловутого свиного гриппа полностью запретили туркменистанским мусульманам совершение хаджа, заменив его в приказном порядке поездкой к могиле некоего местного святого-"вали". Забота о здоровье народа, конечно же, впечатляет. Только вот хадж для мусульман – это не загранпоездка в Саудовскую Аравию, а столп веры - установление, исполнение которого свидетельствует о глубине жизни человека в этой вере, о его приближении к Аллаху на жизненном пути… Можно, например, представить себе, как отреагировал бы христианин-католик на распоряжение властей об замене причастия поеданием булок из соседней пекарни. Однако, ничего, в Туркменистане все это "прокатило".

Впрочем, такая замена столпа вселенской веры на поездку к могиле святого (к подобным формам поклонения, кстати, существует довольно критическое отношение в ортодоксальном суннизме) навело на одно размышление. Это событие, как и многие другие в ушедшем году, рельефно продемонстрировало, что сегодня ислам в стране и мире выражает не столько универсальные ценности, сколько определенную этничность с ее ментальностью, духовными и культурными традициями. И поэтому почти невозможно говорить о событиях, одновременно происходящих во всей мировой исламской умме. Можно говорить о том, что произошло в персидской мусульманской среде, что в тюрко-татарской, а что в арабской и кавказской. И эти события отражают исключительно состояние данной локальной мусульманской культуры, а вовсе не тенденции развития всей уммы. Она слишком пестра, разнообразна и разновекторна, и на нынешнем этапе мусульман мира если что-то и объединяет, то лишь пять столпов исповедания веры. И это ни хорошо, ни плохо – просто ислам проходит определенную фазу своей истории, которую христианство в острой форме прошло несколько столетий назад.

Персидским национальным менталитетом во многом можно объяснить то, что в Иране одни шииты "мочат" других, считающих, что в рамках общеисламской парадигмы вполне возможен и либеральный путь. В столкновениях, которые продолжаются на улицах Тегерана и в эти дни, одна часть персов-шиитов с какой-то присущей только им эмоциональной исступленностью истязает себя в память об имаме Хусейне, а вторая, не менее исступленно, сжигает Священный Коран. Думается, что события в Иране летом минувшего года и проходящие сегодня – наиболее знаковые в мировой мусульманской умме. Можно, конечно, вспомнить уйгурские бунты, но там религиозная компонента никак не была выражена.

Cимптом "этнизации ислама" проявил себя и в главном событии из жизни мусульман России в 2009 году, а именно – на встрече президента Медведева с представителями мусульманского духовенства России во главе с муфтием Равилем Гайнутдином. Впервые глава российского государства встретился с гражданами своей страны мусульманского вероисповедания не на протокольной "заутрене в защиту мира", а для того, чтобы познакомиться с жизнью и проблемами российских последователей пророка Мухаммада. И дал понять, что главную ставку сегодня (в отличие от прошлых лет) Кремль делает на шейха Гайнутдина с его Советом муфтиев России (СМР). Это был весомый камешек в огород "видных российских исламоведов" и тех кругов, что стоят за подобными личностями, утверждая, что вокруг СМР собрались одни ваххабиты, а ваххабитами являются все мусульмане, получившие образование за рубежом. Напомним, как на этой встрече глава Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев указал президенту на то, что у кавказских мусульман, как говорится, "своя свадьба", и предложил президенту отдельно встретиться с кавказскими муфтиями, что и было впоследствии сделано.

В силу этого и ряда других обстоятельств не представляется значительным событием очередная декларация о грядущем административном объединении мусульман России, прозвучавшая ближе к концу года. Подобные события имели место в последнее десятилетие уже не раз, и, судя по их последствиям, представляли собой исключительно пиар-акции, имевшие целью привлечение внимания к определенным мероприятиям мусульманской общественности и личностям из этой среды. А далее следовали оговорки, шаги назад, а отнюдь не вполне логичное формирование общероссийских богословских и административных структур. И 2009 год в этом смысле не исключение.

Между двумя выражающими крайности и связанными с исламом событиями – убийством священника РПЦ МП Даниила Сысоева и запретом на строительство минаретов в Швейцарии - существует, как бы это ни показалось странным, определенная корреляция. И эта корреляция связана именно с экспансией ислама, причем ислама "этнического", культура и менталитет носителей которого чужды и даже враждебны носителям культуры европейской, христианской в своей основе.

В любых крайностях, как известно, выплескивается на поверхность то, что реально накипело в основной массе социума. И выплескивается в таких острых формах, как агрессивное "миссионерство" покойного иерея, или борьба с видимыми индикаторами (причем не столько религиозными, сколько культурными) присутствия ислама в иной духовной среде, каковыми являются злополучные минареты. Что ж, видимо, 2009 год подтвердил, что социально-демографическая и культурная экспансия носителей исламской культуры переходит рубеж, за которым кончается пресловутая толерантность. И в будущем нас ожидают… нет, не диалог, но и не война с мусульманским обществом (в этих двух способах отношений сегодня никто не заинтересован), но частные и перманентные конфликты. Кстати, вот и еще один факт из этого ряда – в ЕС вновь усилилось противодействие интеграции в сообщество 70-миллионной мусульманской Турции. Кроме того, власти ЕС облегчили визовый режим для двух балканских стран, стремящихся в Европу, – Хорватии и даже проблемной Сербии. Однако для Боснии-Герцеговины и Албании режим остался прежним, в силу того обстоятельства, что большинство населения этих двух стран – традиционные мусульмане.

Под Новый год, помимо подведения итогов, принято также желать чего-нибудь себе и людям в будущем. Хочется здесь пожелать и мусульманам, и христианам больше и глубже исполнять коранический завет, заключенный в словах: "О, люди! Мы создали вас народами и племенами для того, чтобы вы познавали друг друга…". От того, что мусульмане, равно как и окружающее их общества, недостаточно стремятся понять другого, его духовность, мировосприятие, проникнуться своеобразной культурной эмпатией, в значительной мере и проистекают все проблемы 2009 года. Как и многих других лет.

Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования