Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Книги вместо скандалов. Ультраортодоксы – главные возмутители еврейского спокойствия в 2009 году


Современное иудейское летоисчисление ведется так же, как в допетровской Руси – от сотворения мира. Соответственно, Новолетие у евреев не зимой, а осенью, и тогда же, согласно традиции, принято подводить итоги прошедшего года. Однако поскольку весь мир, не исключая Израиля, живет сегодня по григорианскому календарю, то мы не станем "отрываться от коллектива" и подведем итоги года в последней декабрьской декаде.

Начало 2009-го запомнилось израильтянам преимущественно сводками из Газы, где продолжалась антитеррористическая операция "Литой свинец", ставшая ответом на многолетние ракетные обстрелы южных районов Израиля. Однако в середине января боевые действия прекратились, израильские войска покинули беспокойный Сектор, обстрелы израильской территории практически закончились – в общем, по ближневосточным мерками наступили тишина и спокойствие. Соответственно, "горячие новости" 2009 года поступали в Израиле преимущественно с "внутренних фронтов".

Лето ознаменовалось бурным конфликтом между иерусалимской мэрией и местными ультраортодоксами, который, впрочем, был вполне предсказуем. Как мы в свое время писали, на последних муниципальных выборах победил секулярный кандидат Нир Баркат, сформировавший коалицию без участия ультраортодоксов. После этого мало кто сомневался, что правоверные иерусалимские иудеи воспользуются любым поводом, чтобы показать, кто в доме хозяин. Предчувствие нас не обмануло: после того, как муниципалитет принял решение открыть по субботам  одну из городских автостоянок, тысячи ультраортодоксов вышли на улицы в знак протеста против такого "святотатства". Беспорядки продолжались несколько недель. При этом защитники субботнего покоя показали себя во всей красе: жгли мусорные баки, ломали светофоры,  выворачивали автобусные остановки. Впрочем, к чести иерусалимского градоначальника, он не отступил перед погромщиками, и "стоянка  раздора" продолжает работать семь дней в неделю.

В феврале 2009 года в Израиле состоялись очередные внеочередные парламентские выборы, по результатом которых было сформировано правительство во главе с Беньямином Нетаньяху, лидером правоцентристской партии "Ликуд". Однако, если у национального и национально-религиозного лагеря были в связи с этим какие-либо надежды на серьезную перемену курса, то они довольно быстро рассеялись. Правительство Нетаньяху продолжило эвакуировать незаконные форпосты в Иудее и Самарии, а осенью 2009 г., под давлением американской администрации, и вовсе приняло решение заморозить всякое строительство на контролируемых территориях.
Как нетрудно догадаться, эта политика вызвала резкое неприятие правого крыла религиозных сионистов, для которых "единая и неделимая" Земля Израиля является главной религиозной и идеологической святыней. Правда, форма борьбы была в данном случае выбрана странная и не слишком законная: не пускать в поселения правительственных инспекторов, имевших на руках предписания о прекращении строительства. Инспектора, естественно, вызывали полицию. В результате между демонстрантами и силами правопорядка произошло несколько столкновений с несколькими ранеными с обеих сторон; в поселении Цофим поселенцы избили военнослужащую военной полиции, в поселении Тальмон полицейские намяли бока нескольким демонстрантам.

Эвакуация незаконных форпостов также вызвала ряд протестов со стороны религиозных сионистов, в том числе и из числа военнослужащих – несколько солдат различных подразделений заявили о том, что не станут выполнять приказы об "изгнании" евреев. В поддержку солдат-отказников также высказалось несколько духовных лидеров национально-религиозного лагеря, в том числе – раввин Элиэзер Меламед, возглавляющий иешиват-хесдер ("военную иешиву", ученики которой совмещают службу в армии с изучением Торы) в одном из поселений. Однако военно-политическое руководство, хорошо понимая, чем грозит политизация армии, действовало быстро и энергично. Министерство обороны разорвало договор с "мятежной иешивой", потребовав от ее студентов либо перейти в другое аналогичное заведение, либо служить на общих основаниях. Руководителям других военных иешив также было предъявлено требование "не лезть в политику" и не подстрекать солдат к невыполнению приказов. И раввины, судя по всему, пошли на попятную. По сообщениям прессы, в ближайшее время  руководители военных йешив подпишут официальную бумагу, осуждающую демонстративную поддержку "отказничества" в армии.

Практически в то же время в газетах появилась карта окончательного урегулирования, якобы предложенная предыдущим премьером Э. Ольмертом лидерам Палестинской автономии. Согласно этому плану, Израиль аннексирует несколько поселенческих блоков в Иудее и Самарии, но одновременно эвакуирует десятки небольших еврейских поселений, расположенных внутри густонаселенных арабских анклавов. Как ни печально это прозвучит для сторонников единой и неделимой Земли Израиля, но подобный вариант – это лучшее из того, чего в нынешней ситуации Израиль сможет добиться (в худшем случае Израилю придется отступить к границам 1967 года).

В последние годы мы довольно много писали о проблемах, связанных с вопросами гиюра (принятия в иудаизм новообращенных) и, в частности, о нападках ультраортодоксов  на раввинов, придерживающихся, по их мнению, недостаточно строгой линии в этом вопросе. Осенью этого года скандал с гиюром получил неожиданное развитие, не слишком приятное для "ревнителей благочестия".

Одним из сторонников максимально жесткой линии в вопросах гиюра считался американский раввин Лейб Тропер, создатель и руководитель организации "Вечная еврейская семья" ("Eternal Jewish Family"), прославившийся тем, что в свое время отменил гиюр женщины, носившей брюки (по мнению ультраортодоксов, это несовместимо с "еврейской скромностью"). Некоторое время назад молодая американка 32 лет обратилась к Троперу с просьбой о приобщении к народу Израиля. Раввин согласился, однако в обмен на гиюр потребовал с ним переспать. Этот разговор был записан на пленку и опубликован. Разумеется, вышел скандал, который может иметь непредсказуемые последствия – поскольку шаловливый раввин считался оплотом благочестия, и был вхож ко многим духовным лидерам ультраортодоксии, включая наиболее авторитетного из них, р. Шалома Эльяшева, грязь от этой истории может забрызгать очень и очень многих.

Впрочем, не хотелось бы заканчивать итоговую статью года подобным. Поэтому поговорим о более возвышенных материях. Как мы уже писали, последний экономический кризис сильно ударил по многим еврейским структурам и организациям. Среди прочего, был остановлен большой проект издания перевода на русский язык классических еврейских текстов: комментариев к Торе и Талмуду, сочиненой средневековых мыслителей и т.д. И вот, похоже, этот проект потихоньку начал оживать: в конце 2009 года издательством "Книжники" был выпущен новый русский перевод Пятикнижия Моисеева – первый подобный перевод, выполненный в современной России. Вслед за Торой, скорее всего, увидят свет и другие переводы, работа над которыми интенсивно велась в последние годы. Все-таки евреи – народ Книги, поэтому хотелось бы, чтобы главные еврейские новости в 2010 году приходили из мира книг, а не скандалов.

Евгений Левин, Иерусалим, для
"Портала-Сredo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования