Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Запредельность. За что нам благодарить Год «Хромой лошади»?


Не знаю, как кто, а люди религиозные должны быть благодарны кризису, под знаком которого прошел уходящий 2009 год. Стало понятно, что деньги решают далеко не всё, иногда же на них и вовсе нельзя положиться - и тогда духовные ценности неожиданно становятся реальной альтернативой, в них начинают искать опору. Для верующих это признание "социальной важности" религии стало дополнительной поддержкой, пускай пока и под неблагозвучным наименованием "антикризисный рецепт".

Возможно, этим обусловлено и то, что именно в 2009 году до власти наконец дошло, что школьникам необходимо изучение веры. Другое дело, в каком виде благая сама по себе идея окажется воплощена. Тут уж вполне вероятно, что, как говаривала власть прежняя, "хотели как лучше – получилось как всегда"…

Спасибо, конечно, руководителям РФ за то, что побудили общество обратить взор на что-то еще, кроме цены барреля нефти да войны с многоликим терроризмом и "недружественными режимами" ближнего зарубежья. Только вот и здесь закрадывается смутное сомненье: а не хочет ли власть обезопаситься от народа посредством "отвода внимания" и канализации страстей в сферу религии? Ведь чем дальше в кризис, тем больше недовольных. И, может, власть всерьез воспринимает рассуждения бородатого Маркса – надо дать народу опиум, чтобы вместо общественных протестов тот занялся бы "душой"?

Советский Союз пал, ибо у КПСС не оказалось такого чудесного средства. Агитпроп прогнил, а прибегать к религии было еще рановато – слишком долго Партия позиционировала себя как безбожная. А вот после стольких лет стояния со свечкой перед телекамерами, оно в самый раз.

Но надолго ли? Ведь религия, понятая правильно и глубоко, обязательно приведет именно к общественному протесту, который, чем более он одухотворенный, тем более ненасильственный, а значит, бесспорно правый и мощный. В Индии это показал Махатма Ганди. В России это показали те, кто вышел на улицы в августе 1991-го.

Что ж, чем-то этот год и впрямь напоминает мне конец 80-х – начало 90-х…

Сходство уходящего 2009 года с началом конца СССР подчеркивают убийства православных священников, тех, кто служил среди простых людей, в глубинке, совершая настоящий духовный подвиг. Вспомним, как в сентябре 1990 года был зарублен топором отец Александр Мень. Не рискну проводить прямой связи, и все же ровно через год произошла ненасильственная революция, сокрушившая режим, находившийся у власти более 70 лет…

Другая родственная черта тех лет и этого года – техногенные катастрофы. Тогда – Чернобыль, сейчас – Саяно-Шушенская ГЭС. Сюда же можно отнести и пожар в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". Символичность этого пожара, убившего полторы сотни человек, в том, что это не был пожар в классическом понимании – с жадными языками яркого пламени. Даже салфетки на столиках ночного клуба – не сгорели. Убивал, наносил ожоги - дым. Дым без огня. То, чего "не бывает", – произошло. Сама судьба подкладывает нам сравнение, чтобы мы поняли всю инфернальность, запредельность происходящего. Запредельность ситуации, когда люди вынуждены зарабатывать на жизнь любой ценой – даже зная, что каждый день такой работы – риск для жизни, и ладно бы для своей – для сотен жизней других людей. Ведь все работавшие в "Хромой лошади" понимали: в любую секунду клуб может загореться. И потому – запредельность спокойствия, одинаковости интонации, с которой диджей "Хромой лошади", развлекая собравшихся, без всякой паузы, без перехода объявил: "Господа, мы горим…".

Запредельно всё. Запредельно то, что, добитые запредельностью, мы почти разучились замечать эту запредельность. Ведь сравнение Беслана с "Лошадью" - уже хромает. Проглотив так или иначе освященный государством штурм школы, унесший жизни сотен детей, общество почти спокойно теперь, когда речь идет, в основном, о взрослых, погибших не от пуль и осколков, а всего лишь оттого, что пошли развлечься от серых будней, наполненных заработками серой зарплаты, которая выдается в конвертах потому, что подкупить серого чиновника – дешевле, чем соблюдать трудовое законодательство. И погибли оттого, что тот же самый подкупленный чиновник разрешил открыть клуб в пожароопасном здании. Такой чиновник запросто объявит черное белым. Ведь для него из всех красок настоящая только одна – серость. Это настолько обыденно и повсеместно, что не возмущает никого. А ведь это убивало и продолжает убивать, это тихий, ползучий геноцид всего нашего многонационального народа.

Но такой геноцид незаметен. Особенно после того, как остался незамеченным тот, что был совершен в отношении одной из составляющих (это надо помнить!) россиян – против чеченцев. Война закончилась – забудьте! И Рамзан Кадыров в трениках на приеме у Путина в Кремле – это уже ничто по сравнению с тем же Кадыровым, подающим в суд на Олега Орлова из Правозащитного центра "Мемориал" только за то, что тот осмелился напомнить ему об ответственности за геноцид, который продолжается в Чечне уже руками самих чеченцев. Суд Кадыров-Орлов – это тоже уходящий 2009 год. И то, что Орлов этот суд проиграл – тоже запредельно.

Если мы допускаем такую запредельность, о чем можно говорить, когда речь заходит о милицейском майоре Евсюкове, устроившем в этом году бойню в московском супермаркете "Остров"? Ведь именно в Чечне проходила школу ненависти российская милиция.

Что уж говорить о многовековой российской традиции – "кормления чиновников"? Этому идолу россияне готовы принести любые жертвы.

И как опять-таки символичен для конца этого года английский священник, разрешивший своим прихожанам по мелочи воровать в супермаркетах. Наверно, он на самом деле никакой не англичанин, а тайный русский. Ведь его индульгенция - нам в самый раз. Если бы воровство и коррупцию в государственных масштабах, равно как и стрельбу в "Острове", заменить всего лишь кражей сникерсов в том же самом супермаркете – вот это было бы "модернизацией"!

Феликс Шведовский,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования