Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Президентская земщина и патриаршая боярщина. Результат «эксперимента» с преподаванием религии в школах 19 регионов России еще далеко не очевиден


С каким результатом эксперимента по изучению школьниками светской этики и религиозных культур готова согласиться "титульная Церковь" России и усилия какого порядка предпримет она для исправления проявившегося уже этического перекоса? Эти вопросы пока остаются открытыми. Неуспехи с "Основами православной культуры" (ОПК) в экспериментальной зоне президентской "земщины" могут усилить стремление наверстать упущенное на свободной от эксперимента площадке, продолжающей жить по старым добрым порядкам патриаршей "боярщины".

Теперь, с вхождением российской системы образования в эксперимент по преподаванию предмета с официальным названием "Основы религиозных культур и светской этики", рядовому россиянину нельзя будет сказать, что религия - это "частное дело" и что его религиозные вопросы не касаются. Собственно, против чего не возражало общественное мнение в последнее десятилетие (социологи из раза в раз фиксировали 50-70 % положительных ответов на "лобовые" вопросы о возможности изучения школьниками ОПК), то оно и получило.

При этом надо отдать должное системе образования. Она оказалась одним из немногих (если не единственным) государственных институтов, который в условиях клерикализационного прессинга "титульной Церкви" всё же попытался юридически описать отношения гражданина, государства и религиозных институтов в максимально возможном приближении к конституционным нормам. Государство в России не просто "светское". Нравится это кому-то или нет, ключевой характеристикой светскости для 1/8 суши является отказ государства от посредничества между гражданами и религиозными организациями. В этом как раз состоит принципиальное отличие российских правовых условий образца 1993-го от существующих в тоже "светской" Германии с 1919 года, на правовую конструкцию которой, как чаемый идеал для новой России, любят по поводу и без ссылаться иерархи РПЦ МП. Власти Германии участвуют в сборе религиозного налога, обязательного для граждан, распределяют в соответствии с численностью верующих поступления от него как непосредственно на нужды деноминаций, так и на их социальные программы, открывают для детей верующих классы с изучением полноценных вероучительных предметов, оплачивая труд педагогов-законоучителей.

Таким образом, вполне логично выглядят установка российского образовательного ведомства на культуру, а не на вероучение, как и возможность спрашивать граждан об их религиозных предпочтениях в формате выбора, не сводимого исключительно к конфессиональной принадлежности. А опрос о религиозных предпочтениях семей учащихся с расширенным мировоззренческим выбором ответов вполне сравним с полноценно светским и, разумеется, политкорректным вопросом, с которым обращаются ко всем без исключения родителям учителя американских школ относительно дней, когда ученики не будут посещать занятия. Речь при этом никогда не заходит ни о религиозной принадлежности семей вообще, ни, в частности, о субботе, пятнице, "двунадесятых" праздниках или чём-то ещё из того же ряда. Родителей просто спрашивают, в какие дни недели или календарного года дети не будут ходить в школу, чтобы об этом заранее знало школьное руководство.

Список выбранных для эксперимента регионов позволяет сделать вывод, что составлялся он с учётом сразу нескольких факторов, но представления об "этно-конфесиональном" тождестве так называемых "традиционных" религий в его формировании были ключевыми. Наверное, поэтому даже первоначально заявленное число было увеличено на одну единицу: вместо обещанных президентом 18 экспериментальных регионов набралось 19. Эксперименту предшествовало неофициальное соревнование регионов, которые начали наперебой предлагать Центру: "Выбери меня!".

Самые простые для объяснения причин попадания в список – Еврейская автономная область и Чеченская республика. Раз в эксперимент не попали ни Москва, ни Петербург - субъекты России с самой большой численностью еврейского населения в стране и сетью полноценных национальных культурных и религиозных институций, - выбор пал на регион с титульным этносом, имеющим свою "традиционную" религию. В свою очередь, Чечня с не до конца прояснённым статусом (по определению политолога Сергея Маркедонова, "полудоминион-полупротекторат") слишком далеко продвинулась по пути исламизации публичной жизни, пытаясь выстроить модель общественного примирения с идейной опорой на архаичный, "традиционный" ислам. У федеральной власти не всегда срабатывают механизмы легального контроля за ситуацией в замирённой ценой больших потерь республике. Так что Центру грех не воспользоваться ситуаций, выгодной и республике. Символически включение Чечни в реестр экспериментальных территорий, где внедряется преподавание религии, выглядит как ещё одно признание заслуг её руководства.

Сложнее с Калмыкией – единственной "буддийской" территорией, вошедшей в эксперимент, поскольку в сложившейся иерархии российских буддийских организаций "пальма первенства" определённо принадлежит бурятской разновидности этой мировой религии. Возможно, здесь сыграл решающую роль географический фактор, коррелирующий с общей численностью населения по территориям – столько-то надо было определить за европейской частью страны, столько-то - за азиатской. Однако не исключено влияние каких-то внутриведомственных раскладов или ходатайство харизматичного главы республики Кирсана Илюмжинова, в отличие от своих бурятских коллег неустанно добивающегося от федеральных властей разрешения на официальный визит Далай-ламы в Россию.

Другая "загадка" списка - Удмуртия и Чувашия - сопоставимые территории с титульным населением, считающимся, по преимуществу паствой РПЦ МП, и крупным массивом мусульманского населения (татар). Поволжские "мусульманские" республики – Татарстан и Башкортостан – не попали в эксперимент. Для справки: с прошлого года Татарстан проводит собственный эксперимент по изучению истории религий. Кроме того, руководители регионов Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов неоднократно крайне негативно высказывались о перспективах ОПКизации во всероссийском масштабе. "Свято место", как известно, не бывает пусто, поэтому его заняли равностатусные территории Привожского федерального округа – Чувашия и Удмуртия (6 из 14 субъектов в этом округе имеют статус республик). Впрочем, случай появления в списке Удмуртии может иметь более сложную природу, а именно некое неафишируемое изучение "языческого фактора" титульного населения. Власти не отважились провести эксперимент в приволжской по принадлежности Марий-Эл, где язычество сильнее и заметнее.

Двусоставная Карачаево-Черкесия представляет интерес и сама по себе, и с учётом "исламского фактора".

По-своему интересен подбор "русских" регионов. Среди экспериментальных оказался регион-пионер в деле всеобщей ОПКизации - Тверская область, предложивший в отличие от смело продвинувшей новшество Белгородчины поэтапный процесс. О состоянии дел на территориях остальных участников эксперимента – в Камчатском, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Свердловской, Тамбовской и Томской областях - до его начала сказать что-либо определённое вряд ли возможно. Исключение составляет лишь Пензенская область, прославившаяся "подземным сидением". В ответ на действия "сектантов" власти готовили там тотальное православное просвещение школьников, но вовремя были остановлены прокуратурой, вставшей на защиту прав местных мусульман, которые усмотрели в ОПКизации открытую угрозу своим правам.

Возможность выбора между этикой, религиоведением и четырьмя конфессиональными "модулями" выявила территориальную асимметрию в предпочтениях родителей. Федеральные и региональные опросы показывают одно, тогда как на практике выходит совсем иное. Это обстоятельство заставляет задуматься сторонников ОПКизации. В своём блоге протодиакон Андрей Кураев приводит собственные подсчёты, которые нельзя рассматривать иначе как подтверждение неожиданно открывшегося факта.

Наиболее полную статистику родительских предпочтений на сегодня представила лишь Свердловская область. В апробации "религиозного" курса примут участие 1 048 школ Свердловской области, пишет "Новый регион". "Основы религиозных культур и светской этики" будут изучать 35 тысяч 154 школьника <…>. Большинство уральских детей выбрали блок "Основы светской этики" <…> - 54,6 % учащихся четвертых классов, т.е. более 19 тысяч 169 детей. На втором месте по популярности оказался блок "Основы мировых религиозных культур", который прослушают более 8 тысяч 79 человек (23 %), на третьем – "Основы православной культуры". Изучать православие будут более 7 тысяч 255 детей (20,6 %). 459 уральских школьников будут изучать "Основы исламской культуры", 116 – "Основы буддийской культуры" и 99 – "Основы иудейской культуры".

Причём, настроения, которые продемонстрировали родители-уральчане, не уникальны. Информация, пришедшая из аграрного (!) Ставрополья, где, согласно логике социальных процессов, должны быть сильнее развиты конфессиональные идентификации, подтверждает ту же городскую уральскую тенденцию.

Зная о территориальной неравномерности успехов на поприще ОПК и активном участии властей регионов, взявших на себя роль проводников начинания, в объяснении причин локальных успехов предмета нетрудно склониться к мысли об определяющей роли в этом процессе нынешней власти (административно-управленческой элиты) регионального уровня. То есть, главным образом, инициатива принадлежит не школе, не, разумеется, родителям, не даже РПЦ МП и её структурным подразделениям, а именно действующей власти и конкретнее - персонам во власти. От того, как власть в целом и олицетворяющие её персоны понимают свою роль, чего опасаются, насколько проявляет заинтересованность в воспитующей роли религии первое лицо области, края, республики, зависит реальный результат ОПКизации на местах. Что называется, "от противного" можно объяснить популярность cветской этики - ну не работали власти этих регионов наОПК, как это делал белгородский губернатор Евгений Савченко!

Впрочем, в этических предпочтениях родителей угадывается вполне прагматический момент. Что такое этика? Правила поведения. Пусть дети сначала научатся, как себя вести, а молиться – это уж когда придёт время. Прямо иллюстрация слов Белинского из письма Гоголю. Нельзя забывать и то, что многие из родителей нынешних четвероклашек, которые учились в 80-х гг., помнят предмет "Этика и психология семейной жизни". Никаких нареканий в эпоху перестройки, когда пересматривались незыблемые устои, он не вызывал.

Откуда взялось 116 желающих изучать буддизм на Урале – не Чита ведь какая-нибудь и не Иркутск – тоже хороший вопрос. Китайцев в Екатеринбурге много, но китайские дети ещё массово в городские школы не пошли. По крайней мере, буддийский феномен Екатеринбурга позволяет задуматься над тем, что реальный выбор знакомства с религиозными традициями отнюдь не обязательно будет соответствовать популяризируемому РПЦ МП принципу этноконфессионального тождества.

Что происходит в экспериментальной зоне – этакой президентской "земщине" - более или менее понятно. Взоры общественности обращены к происходящему в 19 регионах. И власти (как федеральные, так и региональные), и уж тем более руководство РПЦ МП, разумеется, заинтересованы в его положительном исходе. Но не менее интересно и другое, а именно: что параллельно будет происходить в эти три года на остальных шестидесяти территориях страны за исключением разве что Тататарстана, Башкортостана, да, может, Москвы с Питером? Ведь, процесс ОПКизации ради "чистоты" эксперимента нигде не был приостановлен, никаких инструкций на сей счёт из минобраза не поступало. Более того, неуспехи ОПК в экспериментальной зоне президентской "земщины" могут усилить стремление наверстать упущенное на свободной от эксперимента площадке, продолжающей жить по старым добрым порядкам патриаршей "боярщины".

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования