Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Что ждет старообрядческую Митрополию в новых условиях?


Закончившееся вчера заседание Совета старообрядческой Митрополии, как кажется, сделало шаг в направлении весьма определенного курса развития РПСЦ. Как известно, старообрядческая Митрополия в ее нынешнем виде сложилась в брежневское время, т.н. "период застоя", стагнации, и сама эта атмосфера косвенно повлияла на формы и стиль осуществления церковной власти над российскими старообрядцами, приемлющими белокриницкое священство.

Неоднократно в публикациях о старообрядчестве отмечалась малоэффективность т.н. "клановой системы", ставшая костяком административного управления РПСЦ. Вообще говоря, само существование кланов – явление достаточно характерное для всего российского поповского старообрядчества в ХХ в. В Древлеправославной Церкви (Новозыбковская иерархия) также, если не больше, чем в РПСЦ, существует традиция избирать первоиерархов из "клана" Калининых, к которому принадлежит сам Патриарх Московский и Всея Руси Александр, прочно удерживает церковную власть с 1940-х гг. Отчасти такое явление характерно для РПСЦ, в которой существуют несколько влиятельных кланов: Гусевы, Еремеевы, Кадочниковы и др.

Излишне говорить, что, несмотря на кажущийся "патриархальный" и архаичный характер такой системы церковного управления, она оказывается малоэффективной и в значительной степени тормозит живые процессы внутри церковного организма. Последние события, в частности, окончательно подтверждают, что именно за клановой системой – будущее самой значительной старообрядческой Церкви.

Намеченный по слухам на пост нового Первоиерарха РПСЦ протоиерей Леонид Гусев, брат нынешнего Первоиерарха – фигура сама по себе довольно  неоднозначная. С одной стороны, о. Леонид – человек очень резко критикующий "никониянство" и постоянно подчеркивающий свою радикальную позицию. Понятное дело, для старообрядца было бы странным испытывать особенную любовь к "главенствующему исповеданию", однако отношение о. Леонида несколько выходят за рамки традиционного для старообрядцев сдержанного отношения как к РПЦ МП, так и к другим новообрядческим юрисдикциям. И несмотря на это, высокопоставленные чиновники ОВЦС МП считают именно его наиболее удобной и приемлемой кандидатурой на пост главы Митрополии. В чем же тут дело? По мнению одного из сотрудников аппарата митрополита Кирилла (Гундяева), в нынешней ситуации практически невозможно обеспечить избрание в РПСЦ митрополитом или, хотя бы епископом, человека минимально лояльного РПЦ МП. Единственный вдовый священник Московской митрополии, известный своим либеральным отношением к "никониянам", иерей Сергий Дурасов считается совершенно "непроходимым" в епископы. Кроме того, РПЦ МП выгодно видеть первоиерархом РПСЦ человека, лишенного амбициозных планов. С таким священноначалием старооборядцев-белокриничан никто не станет всерьез рассматривать как альтернативу "главенствующему исповеданию".

Протоиерея Леонида Гусева трудно назвать популярным священнослужителем даже в самой старообрядческой среде. До сих пор сотни нижегородских старообрядцев помнят, как им пришлось вразумлять этого клирика за грубое и неуважительное обращение с пасомыми и со своим бывшим духовным отцом. Отец Леонид также известен своей борьбой против любой инициативы, исходящей "снизу" и подозрительностью к людям образованным. Дело доходит даже до того, что наличие высшего образования может служить препятствием к рукоположению во священный сан, ведь о. Леонид имеет практически решающий голос во всех вопросах, разбираемых Советом Митрополии.

Богословские воззрения нового кандидата во епископы также вызывают некоторые сомнения у старообрядцев. Так, например, о. Леониду принадлежит оригинальное истолкование Софии-Премудрости Божией как Богородицы. Как известно, в святоотеческой православной традиции София отождествляется с Самим Христом и Его Церковью (отсюда изображение Богородицы и Иоанна Крестителя). Своеобразием отличается и мнение о. Леонида о значении понятия "удерживающий". На вопрос прихожан, когда же наступит царство Антихриста, о. Леонид, не сумняся, отвечал, что оное царство имеет наступить прямо по его, о. Леонида Гусева, кончине.

Особеннная любовь о. Леонида – проповедь православной борьбы с глобализмом, "жидо-масонством", ИНН, даже паспортами нового образца (в которых-де "закодирован шифр Сатаны"), штрих-кодами и прочими подобными "бесовскими ухищрениями". Пожалуй, можно сказать, что о. Леонид – единственный священнослужитель РПСЦ, пользующийся некоторой любовью и доверием радикальных патриотическо-монархических групп.

Собственно говоря, у нового кандидата на первриерарший престол в РПСЦ нет серьезных конкурентов, и причиною тому во многом личность Зосимы (Еремеева), епископа Кишиневского и Молдавского, известного своей жестокостью и радикализмом, весьма пугающим церковный народ. В противном случае именно он мог бы стаь наиболее явным кандидатом.

Эксперты считают, что и государство не будет против назначения о. Леонида Первоиерархом – по тем же причинам, что и РПЦ МП – в рамках построения "вертикали власти" главенствующей Церкви не нужна лишняя конкуренция.

Впрочем, жизнь преподносит иногда самые неожиданные сюрпризы – так о. Леонид сыграл весьма положительную роль в решении вопроса о принятии в лоно РПСЦ в качестве епископа Амвросия (Херцога), являющегося ныне титулярным епископом Аугсбургским и Германским. Теперь можно с полным правом говорить, что старообрядцы занимаются миссионерством среди "языков иных", что, конечно, есть отрадный знак. И каково бы ни было окончательное решение судьбы московской митрополичьей кафедры, есть основания надеяться, что в новом тысячелетии Русская Православная Старообрядческая Церковь сумеет процвести "яко Финик"и сыграть достойную роль в новейшей истории России.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования