Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Святыня на заказ, или «Все включено». Из Русского музея рассыпающуюся Торопецкую икону повезли в закрытый поселок новых «православных помещиков»


Постсоветская Россия часто повторяет изломы своего прошлого дореволюционного пути, как в замедленной съемке и в искаженном фарсовом виде. В особенности это происходит в религиозной сфере с русским православием, которое, как и в царское время, стремится быть Церковью, в первую очередь, государства. Однако нельзя быть чуть-чуть государственной – либо полностью, либо нет.

Московская патриархия, как уже все привыкли думать, соглашается быть для власти опорой и поддержкой, символом патриотизма и государствообразующей духовности. И Церковью сразу начинают пользоваться чиновники и околовластные олигархи, как помещики в своей вотчине распоряжаясь крепостным духовенством и церковными святынями.

Конфликт вокруг Торопецкой иконы Божией Матери (XII-XIV вв.) ясно показывает, как власть и помещики управляют страной, которую им дают в кормление. Ни общественность, ни Русский музей и его хранители, ни директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, которые выступили против передачи древней иконы (в весьма ветхом состоянии, которую реставраторы даже не рискуют реставрировать) в храм элитного подмосковного поселка, не смогли ничего сделать против глухой стены барской воли. Святыня была заказана на самом высшем уровне – бескомпромиссную позицию занял даже внешне интеллигентный и мягкий министр культуры РФ Александр Авдеев. Письмо от имени Церкви и элитного прихода "Княжье озеро" на имя министра 24 ноября направил сам Патриарх Кирилл. Очевидно, что изначально никто даже не собирался учитывать мнение экспертов-искусствоведов – столь поспешно все было оформлено и решено на закрытом совещании в Русском музее 30 ноября. Заказчик, видимо, надеялся на то, что икону передадут без лишнего шума, так как в письме Патриарха обещано денежное вознаграждение всем хранителям, кто будет сопровождать икону, а сама икона будет находиться в храме на закрытой территории, то есть, возможно, будет открыта только для поклонения "православной элиты".

Мало кто знает, что Торопецкую икону в эти минуты везут в настоящее элитное православное поселение "Княжье озеро" – своеобразную общину состоятельных верующих патриотов-миллионеров. В отличие от крепостных нравов XIXвека, когда местный поп был почти необразован и жил бедно, получая подачки от барина, и от 1990-х годов, когда "новые русские" просили изобразить себя в притворе храма в малиновом пиджаке, нынешние строители церквей - вполне цивилизованные люди, которые намного лучше разбираются в самой вере и в святынях, чем угнетатели крепостных при царе.

Итак, одним из инициаторов перенесения иконы из музея к себе в поселок стал православный меценат, награжденный церковными наградами, президент строительной компании "Сапсан" Сергей Шмаков. Его компания уже осуществила около 15 проектов элитных поселков бизнес-класса, и одним из последних крупных проектов является "Княжье озеро" (Павло-Слободское Истринского района Московской области). Делая бизнес, Шмаков одновременно выстраивает модель идеальной православной общины – корпорации господ, жизнь и труд которых на благо Родины освящает Церковь. Образ, который выстраивает Шмаков, взят скорее не из реальной истории, а из фильмов Никиты Михалкова (что неудивительно) с картинами помещичьего быта и бесконечными высокодуховными разговорами о России. Только в отличие от героев фильмов Михалкова жителями новых поселков является не интеллигенция, а бизнес – его не мучают вечные вопросы, он их просто решает.

В одном из своих интервью Сергей Шмаков создает имидж своих поселков как закрытой православной корпорации новых помещиков: "Тяга к взаимному ненавязчивому общению добрых соседей присутствует в нас генетически. Корни этой национальной традиции  уходят к временам, когда старые друзья-помещики съезжались друг к другу в гости, коротали за разговорами и чтением книг длинные зимние вечера. Традиции живы и теперь, но к их соблюдению, к тому чтобы в полной мере получать удовольствие от человеческого общения друг с другом должны быть созданы соответствующие предпосылки. Вот такой предпосылкой мы и считаем соблюдение нашего основного правила – осуществлять осмысленный подбор клиентов и не продавать дома первым встречным. Если образно – мы строим не дома, мы строим образ жизни. И, кроме того, я считаю обязательным строительство в каждом поселке "Сапсана" православного храма".

Церковь является составной частью имиджа и инфраструктуры православного бизнес-класса, она встроена в систему поселка, является частью системы "все включено". "Княжье озеро" - полностью автономная система, мини-город, со своим медицинским центром и зоопарком. В нем более 700 домов (от 2,5 млн. долларов и аренда - от 8 тысяч долларов в месяц), которые охраняет компания "Сапсан". В поселке действует пропускная система, которая защищает от проникновения посторонних (есть, в том числе и конная охрана). Храм св. Александра Невского, заложенный в 2005 году, построен на территории поселка рядом с южным въездом "Невские ворота". Именно туда и прибудет Торопецкая икона Божией Матери.

Менеджмент холдинга "Сапсан" лично принимает участие в богослужениях в храме и пользуется поддержкой "православного старчества" – в апреле 2009 года на малый чин освящения храма в поселок бизнес-класса был выписан духовник Оптиной пустыни Илия. Как свидетельствует местная поселковая газета "Княжье озеро",в стихарях в храме прислуживают президент холдинга Сергей Шмаков и руководитель департамента организации и правового обеспечения строительства холдинга Сергей Кошкин. В интервью они особенно отмечают роль Александра Невского в противостоянии западным иноверцам и строительстве государственности. Имя Александра Невского означает могущество России, в свою очередь, подчеркивает на страницах газеты вице-президент холдинга Светлана Шмакова.

На православных праздниках, как и в храме, присутствуют только "свои" - жители закрытого поселка – это сотрудники холдинга, воспитанники элитной школы "Президент" и такого же детского сада "Голицынский", которые также окормляются "своими" внутрипоселковыми священниками. В честь Масленицы, Пасхи или Рождества жителей собирают в центре поселка у ресторана "Рыбацкий", где священник произносит для всех собравшихся на закрытой территории проповедь.

Уровень и достаток жителей поселка таков, что освящение поселкового храма 6 декабря будет проводить сам Патриарх Кирилл. Поскольку св. Александр Невский по легенде получил Корсунскую Богоматерь в подарок к венчанию, то именно эта икона должна придать торжеству особое значение. Никто не знает, на какое время в точности эта икона будет отдана в поселок бизнес-класса. Возможно, эту икону захотят перевезти или вернуть в Корсунско-Богородицкий собор в Торопце, где она находилась до 1920-х годов. Этот собор реставрировался также на средства Сергея Шмакова.

Ради получения святыни в храме святого благоверного князя Александра Невского был отстроен, как отмечается в письме Патриарха Кириллу министру культуры (или переименован?), придел Корсунской иконы Божией Матери. Изначально, еще весной 2009 года, в храме было шесть приделов: св. Александра Невского, св. Иоанна Крестителя, апп. Петра и Павла, Всех Святых, св. Жен-Мироносиц и преп. Сергия Радонежского. Очевидно, что если в храм ходят непростые граждане, обладающие большой властью и деньгами, то освящать их достаток должна священная реликвия, соответствующая "бизнес-классу". Это не только часть имиджа компании, которая демонстрирует, что действительно может быть "ВСЕ включено", что, естественно, оплачено, но и привлечение новых клиентов во время экономического кризиса.

Учитывая все сказанное, надо понимать, что конфликт вокруг Торопецкой иконы возник не из-за вражды музейщиков к Церкви, которая естественно должна стремиться получить святыни для поклонения. Сами хранители предлагали передать икону в храм архистратига Михаила при Русском музее. Скандал развился также и совсем не из-за оригинальной идеи православного бизнес-класса в закрытом подмосковном поселке. Сергей Шмаков взялся самостоятельно выстроить сплоченную православную общину, так как сами приходы и духовенство этого не делают и часто намного более естественно ощущают себя в качестве крепостных в услужении. В основе конфликта – циничнее отношение к использованию власти и денег, пренебрежение сотрудниками музея, мнением искусствоведов и хранителей, то есть тех, кому никогда не видать в своей жизни "бизнес-класса".

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования