Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Нашли женщину. Реакция руководства РПЦ МП на избрание женщины-епископа Марго Кессманн главой немецких лютеран оказалась непоследовательной и противоречивой


А что, собственно, является предметом спора? Главой крупнейшей протестантской общины Германии избрали женщину – вполне логично и демократично, ибо женщины и составляют большинство этой общины. В Москве, среди населения которой нет членов данной общины, эмоционально запротестовали: "Женское священство!... Кощунство". И никто даже не задался вопросом: а насколько уместно наше, возникшее в православном контексте и понимаемое в духе православной традиции, представление о священстве и, соответственно, дикое в этом контексте словосочетание "женское священство" переносить на немецких лютеран и – шире – западных протестантов?

На наш взгляд, такая экстраполяция совершенно неуместна. Чтобы ее произвести, надо признать протестантское священство (коего, строго говоря, там и вовсе нет) тождественным православному, апостольскому. Едва ли с такой точкой зрения согласятся сами протестанты, ибо пафос Реформации состоял во всеобщем равенстве перед лицом Божиим и прямом, "без посредников", общении со Христом. Получается, что, рассуждая о некоем "женском священстве", именно православная сторона, то есть, в нашем случае, РПЦ МП, оказывается выразителем довольно вульгарного экуменического взгляда, неприемлемого даже для более продвинутых партнеров по экуменическому диалогу. Выходит, исповедание православной веры, канонические условия священства, апостольское преемство рукоположений не являются необходимыми условиями для получения священного сана? Вот, община немецких (или других) лютеран сама избирает себе пастора или епископа – и в Москве автоматом признают его имеющим священный сан? Вряд ли это так. Но если это иначе, то откуда все это возмущение "женским священством"?

Нынешний протест РПЦ МП против избрания женщины главой Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии (ЕЛЦГ) – плод православного понимания "священства" у лютеран, самим лютеранам непонятного. У протестантов ведь пастор – не особое священное лицо, обличенное саном, - а выборная должность, некий администратор-модератор. Однако квазиправославная модель протестантского "священства" срабатывает в российских условиях, где большинство миноритарных конфессий так или иначе подстраиваются под "господствующую". У российских баптистов или адвентистов, а в большинстве случаев даже у пятидесятников, вы не найдете женщин-пасторов или епископов. Тем не менее, с поразительным упорством "сектоведческая" пропаганда противопоставляет "традиционных" и "консервативных" лютеран с англиканами российским "сектам", никак не замечая, что последние выглядят гораздо консервативнее первых.

Ну хорошо, допустим ЕЛЦГ экуменически особенно близка РПЦ МП, и Московской патриархии глубоко небезразлично ее "священство". Принятие этого тезиса погружает нас в новый круговорот противоречий. Непонятно, почему председатель ОВЦС МП возвышает свой голос и заявляет о разрыве с ЕЛЦГ только после того, как женщина становится ее номинальным руководителем. Если этот демарш основан на принципиальном неприятии "женского священства", то почему же РПЦ МП закрывала глаза на наличие в ЕЛЦГ женщин-священников и епископов как минимум последние 20 лет? В чем же принципиальная разница "канонического достоинства" рядовых женщин-епископов и той из них, которая избрана на административный пост? Кроме того, наличие женщин-епископов во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ) и, в частности, в его руководящих органах не ведет к разрыву отношений с этим Советом. В последние годы в РПЦ МП даже не ставится вопрос об "изменении формата" участия Московской патриархии в работе ВСЦ, как это было в 90-е гг., на фоне выхода из Совета некоторых официальных поместных православных Церквей.

Обилие "нестыковок" подталкивает к выводу: мы имеем дело не с богословием и даже не с принципиальной церковно-политической позицией, а с пропагандой. Все риторические фигуры касательно "женского священства", лишенные, как нетрудно обнаружить, богословского содержания, рассчитаны на внутреннюю, российскую консервативную православную аудиторию. Это ощущение усиливается после сравнения текста заявлений того же архиепископа Илариона на русском языке и документов, распространяемых РПЦ МП за рубежом. Русскоязычная аудитория должна заметить и запомнить, что "разрыв был", и, по возможности, не должна знать, что сразу же после разрыва началась "перезагрузка", и отношения восстановились в полном объем, сделав демарш бессмысленным.

Избрание 51-летней "епископши" Маргот Кессманн председателем Синода ЕЛЦГ состоялось 28 октября рекордными 137 из 142 голосов членов Синода. Лишь 11 ноября, после первых публикаций в российской прессе и поступления в Москву приглашения отметить 50-летие диалога двух Церквей, архиепископ Иларион (Алфеев) отозвался неожиданно резко: "Пятидесятилетие этого диалога одновременно станет и концом этого диалога". Среди протокольных соображений, председатель ОВЦС МП поставил на первое место такое: "Как Патриарх будет к ней обращаться или с ней встречаться?" С одной стороны, конечно, было бы правильнее Патриарху этот вопрос и задать (как увидим ниже, он на него, в конце концов, и ответил), но сразу можно заметить, что и раньше глава РПЦ МП обращался к главам протестантских общин не как к равным себе со-предстоятелям, едва ли приравнивая их к истинным православным епископам. Кроме того, в обширной переписке Московской патриархии и ОВЦС МП есть множество писем, адресованных женщинам-епископам – ведь не благословения же у них испрашивали! Если РПЦ МП все равно не признает ЕЛЦГ истинной Церковью Христовой, состоящей в общении с православной Полнотой, то что тут может изменить (особенно в области протокола) пол руководителя этой инославной деноминации?

Резкость архиепископа Илариона сразу поставила в тупик официального представителя РПЦ МП в Германии архиепископа Клинского Лонгина, значительная часть работы которого состояла в контактах с ЕЛЦГ. 14 ноября он официально заявил, что не получал распоряжений от Патриарха прерывать отношения с лютеранами, представив демарш Илариона как его сугубо частную инициативу. Скорее всего, у Илариона тоже "не было распоряжений", так что в результате именно он оказался в неудобном положении. 16 ноября последовало резкое заявление представителя Константинопольской патриархии в Германии о том, что Вселенская Церковь, невзирая на странные реплики Москвы, продолжит свои контакты с ЕЛЦГ. На следующий день и Патриарх Кирилл направил во Всемирную лютеранскую федерацию весьма примирительное послание, из которого следовало, что РПЦ МП никак не изменит формат своего экуменического взаимодействия с лютеранскими Церквами мира. После всего этого своего шефа вынужден был "подкорректировать" зампред ОВЦС МП иеромонах Филипп (Рябых), заявивший: РПЦ МП "не будет прерывать контакты с Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии после избрания епископа Марго Кессманн главой Церкви. Однако нужно начинать строить отношения заново". Бесследно демарш молодого архиепископа не прошел…

Тренд всего ХХ века – усиление роли женщин в религиозных общинах – не стоит так уж однозначно относить к явлениям "апостасии". Если уж говорить об апостасии, то под нею надо признать догматический релятивизм, секуляризацию религиозных общин, которые в рамках экуменического движения "объединяются", даже не интересуясь вероучением друг друга и не выясняя причин прошлых разделений. "Женское священство" у протестантов, которые заведомо не имеют священства в православном его понимании, - явление настолько частное, что в конфессиональной картине мира принципиально ничего не меняет.

В "феминизации" религии, по правде говоря, можно увидеть немало и светлых сторон. Так, независимо от юрисдикций и церковно-канонических взглядов, все православные в России признают, что "белые платочки" обеспечили преемство церковной жизни в эпоху советских гонений. Значительная часть наших соотечественников в те времена была крещена "бабушками"; монахини, живущие в миру, несли на себе реальное пастырское служение, которое не хотело или не могло исполнять официальное духовенство; даже причащение Тела и Крови Христовых (запасными Дарами) в катакомбных общинах совершали монахини. На женщинах держится и массовая церковная жизнь в современной России. Несмотря на все "молодежные проекты" и прочее миссионерство, они составляют не менее 90 % в российских храмах. А в ультраконсервативных староверческих согласиях федосеевцев, филипповцев или часовенных большая часть общин возглавляется и сегодня женщинами-наставницами. Едва ли на этом основании кто-то начнет обвинять старообрядцев-беспоповцев в принятии ереси "женского священства".

Если же говорить по существу, то все христиане (в том числе, женщины!), имея помазание Духа Святого, являются священниками. В православном понимании этого всеобщего священства можно различить, условно говоря, "пневматологический" и "христологический" аспекты. Например, таинство Евхаристии совершает вся община, вся Церковь, каждый член которой исполняет в этом таинстве свое священническое служение. А "христологический" образ служения предстоятеля общины, равно как и другие формы служения внутри общины, позволяет выделить носителей особой харизмы, священного сана. Пресвитер новозаветной Церкви является образом присутствия Самого Христа (имеющего, по слову св. отцов, "Богомужное естество"; воплотившегося не в бесполом состоянии) в общине, а также видимым знаком передачи этой общине преемства истинной веры и даров Святого Духа от апостолов, с самого дня Пятидесятницы. Но священник как образ Христа и как видимый знак преемства имеет смысл только в общине верных, иначе его священство, грубо говоря, повисает в воздухе, становится бессмысленной самоценностью, чем-то напоминающей "сан" языческого жреца. Вот почему у протестантов, утративших, как считают православные, апостольское преемство истинной веры, нет священства, а у православных священниками Нового Завета являются не только избранные мужи, несущие епископское и пресвитерское служение, но все верные.

Александр Солдатов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования