Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Удерживающий, конституционный… На какую Россию - Ксеркса или Христа – уповают участники спора о смертной казни?


На вопрос, вынесенный "Порталом-Credo.Ru" в последний интерактивный опрос читателей "Vox Populi", я бы ответил так: с религиозной точки зрения можно оправдать всё что угодно, с христианской – оправдать смертную казнь невозможно в принципе (и кто покусится возложить на себя миссию судии-человекобога, решающего кому жить, а кому умереть?). В том-то и вопрос, что христианство не "религия", а, как прекрасно выразил суть дела протопресвитер Александр Шмеман, – суд над религией, безмолвный, вневременный суд Христа, стоящего перед судом Пилата и Синедриона.

"Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф., 7:2), – в этом золотом правиле христианской этики вечное недоумение Пилата и вечный страх первосвященников перед самой простой и очевидной правдой любви. "Око за око, зуб за зуб" – в этой религиозной максиме вся правда религии и государства (закона справедливости – высшего из земных законов). Между правдой Христа и законом религии немало общего, а разница только одна: голос совести не приемлет закона мести. Но "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись", как сказал Киплинг, - кроме единственного, пожалуй, случая, когда религия и Христос сходятся на суде Синедриона.

Спор, собственно, вот о чём: на Россию Ксеркса или Россию Христа мы в очередной раз уповаем? Ибо христианство и власть – две вещи несовместные, как гений и злодейство, как сила Бога (свершающаяся в человеческой немощи) и сила человека, закон Бога и закон человека (для которого закон Бога – безумие). Как любовь к врагу. И если естественному человеку сие невозможно, как возможно государству – его естественному закону?

В этом вся историческая трагедия "исторического христианства", заключившего брак с государством и превращенного в религию (государственную, народную, национальную, клерикальную), не устающую мимикрировать под христианство. В истории христианство и его тень живут в одной скорлупке. Впрочем, мимикрировать под христианство религии никогда не удавалось вполне. И первое, чем всегда выдавала себя эта истинная "обезьяна Бога", – благословение насилия. Первое, что сделала Церковь, превратившись в религию (то есть, став законной женой Цезаря), – благословила смертную казнь. Через два тысячелетия, в апогее ХХ века, она уже истово, с упоением, благословляла антихристов Востока и Запада.

А за сто лет до того Вл. Соловьев, призывая из христианского милосердия помиловать осужденных на смерть народовольцев, говорил: "Если русский царь, вождь христианского народа, заповеди поправ, предаст их казни… то русский народ от него отвернется и пойдет по своему отдельному пути". Христианский царь виновных казнил, а философа отправил в отставку. Через четверть века случилось "Кровавое" воскресенье, и монархия была обречена. От расстрела народовольцев до стрельбы по своему народу оставалось полшага. И кто знает, если бы царь в тот раз внял голосу христианской совести, не оказалась бы история ХХ века совсем иной? И большевицкий террор, и гекатомбы Второй мировой не остались бы лишь страшными миражами?

Почти в то же самое время богоспасаемые пределы отчизны потряс "моральный бунт" Льва Толстого. Опростившийся граф был скандально далёк от канонов, но нравственная сила провозглашенной им "милости" и "непротивления" настолько перевесила закон государственной духовной консистории, оказалась настолько яркой и живой на фоне параличного прозябания этой самой консистории, что грозила увлечь за собой всю её ещё живую и способную чувствовать и переживать паству. И консистории не оставалось ничего другого, как провозгласить успешному конкуренту анафему и проклятие.

И вновь покатилось "красное колесо": от восторженных отречений от власти Помазанника к благочестивому принятию "законной власти" антихриста ("да тихое и безмолвное житие поживем…"), от отречения от христианских мучеников к устранению самих Христовых заповедей в таких, например, священных призывов: "Сердце христианина… источает только уничтожающую смертельную ненависть к врагу" (митрополит Сергий (Страгородский), послание от 24 ноября 1941 года).

И сегодня с амвонов и кафедр, среди потоков амбивалентной софистики раздаются громы проклятий и сверкают молнии анафем. То Псковская епархия РПЦ МП анафематствует местного неверующего журналиста-коммуниста за статьи, разоблачающие махинации монастыря с земельной собственностью. То руководство Одесской епархии УПЦ МП за "клевету на Христа" (то есть статью трех одесских журналисток о стоимости церковных услуг в храмах Одессы) призовет молиться о "вразумлении" сих борзописок "скорбями и болезнями". И прочее, прочее, прочее…

За апофеозом "православного" Сталина – бурленье вокруг фильма "Царь" Павла Лунгина со страстными объяснениями в любви Великому Инквизитору (сколько здесь самых искренних чувств и нелицемерного обожания!). Петербургская "Русская линия", опрашивая консервативных российских батюшек, не без удовлетворения констатирует: большинство – за смертную казнь. Вот лишь некоторые примеры. Руководитель епархиального амбулаторно-консультационного центра "Воскресение" иерей Алексий Мороз: "Я думаю, что в наше время смертная казнь актуальна…". Сотрудник синодального Отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП протоиерей Андрей Ткачев: "Есть случаи, где она уместна". Ректор Института русской культуры протоиерей Николай Головкин: "Смертная казнь необходима, прежде всего, для устрашения…". Настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников): "Смертную казнь следует применять в определенных случаях, так как есть такие люди, которым просто не надо жить...".

Актуальна… Уместна… для устрашения… не надо жить… и прочие "глаголы Жизни вечной" от нескончаемой вереницы "отцов и чад", спешащих положить свой камень в сооружение алтаря законного человекоубийцы.

Да, конечно, апостол Павел не лгал, и государство не напрасно носит на бедре своем карающий меч. Но вас-то, отцы-братия, что заставляет благословлять его тяжкий, скорбный заплечный труд, крестясь в его кровавой купели? Государство ли вам дороже Христа? И не вашими ли сахарными устами вскормлена и выпущена на думские пастбища дщерь, выдохнувшая на днях: "В этот день (то есть день рассмотрения Конституционным судом возможности применения с 1 января 2010 года в России смертной казни) я собираюсь пойти в храм и поставить свечку, чтобы в нашей стране была восстановлена смертная казнь" (© Любовь Слиска, вице–спикер Госдумы от "Единой России").

Вот такое у нас с вами задушевное християнство, господа-товарищи-братья-сестры! Ярко разгорающееся пламя благородной ярости, пылающей мести и всеочищающей святости в стиле Грозного-Распутина-Сталина уже вновь призывно реет на горизонте. Будто качаемся на последних тончайших весах, на верёвочке: ещё немного, ещё чуть-чуть, ещё поднатужимся, чтобы бескомпромиссно встав с последних колен, дожать, наконец, до величайшего из инквизиторов, до человекоубийцы от века. Встань, Хозяин, из земли и прииди к нам! Во имя нас, неусумнившихся, справедливых. Не ради себя просим, ради идеальной небесной отчизны нашей. Как это у Эдуарда Георгиевича Багрицкого? "И если скажет предать – предай, скажет убить – убей!" Чудные слова, и главное, всегда актуальные…

И каким же судом судить, какой мерой мерить? А все той же, одной, бездонной, безукоризненной, не знающей меры мерой собственной святости нашей. И потому обращаюсь к вам, товарищи конституционные судьи, – не дрогните, не поведитесь на этот "сумбур вместо музыки", не устраните этого спичечного барьерчика, не отымите удерживающего от земли. Ведь, быть может, один только этот "мораторий" и удерживает нас от сползания в вакханалию.

Пока ещё есть время над всем этим немного поразмыслить, не правда ли?

Владимир Можегов,
для
"Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования