Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Возвращение блудных сыновей. Переход англиканского духовенства и общин в католическую Церковь обусловлен мировоззренческим разломом внутри англиканства


Конституция, подписанная Папой Римским Бенедиктом XVI, делает возможным переход в юрисдикцию престола св. Петра не только отдельных англикан, но и целых общин вместе с окормляющими их священнослужителями. Это событие, малозаметное на церковном Востоке, в том числе и в России, стало значимым и знаковым в западной части католической ойкумены. Заговорили даже о новой унии. Хотя префект ватиканской Конгрегации по вопросам вероучения кардинал Уильям Джозеф Левада сразу же заявил, что новая форма присоединения англикан к Римско-Католической Церкви отнюдь не является унией. Кардинал сообщил, что англикане не будут представлять собой отдельного обряда, а сформируют некие специфические структуры внутри латинского обряда.

Понятно, что одну из ключевых проблем для интеграции англикан в католицизм представляет женатое англиканское духовенство. Папская конституция разрешает этот вопрос следующим образом: женатые священники принимаются в "сущем сане", равно как и семинаристы, готовые к принятию сана. В то же время в будущем рукоположение женатых священников не предусмотрено. Равно как не предусмотрено и поставление женатых священников во епископы. Кроме того, предполагается, что перешедшие из англиканской Церкви общины будут находиться в ведении локального, а не диоцезиального епископа, что означает не слишком жесткую интеграцию новых общин в церковные канонические структуры Римской Церкви.

С одной стороны, это беспрецедентное событие – важный и очень интересный шаг в развитии католического экуменизма, особенно в той его части, которая касается "возвращения отделившихся братьев"-протестантов, - если не всех, то, по крайней мере, их части. Но с другой стороны, событие это невозможно назвать неожиданным. Напомним, что именно Церковь Англии (в её "высоком" варианте) среди общин, в своё время "протестовавших" против римского понтифика, в наименьшей степени отошла от догматики и литургики католической Церкви. Если вспомнить историю, то ключевым моментом английской Реформации был политико-юридический, а именно – переход государственной Церкви из-под власти Папы под суверенитет британской короны. Внутри Церкви, особенно в Новое время, существовал значительный прокатолический тренд. Можно вспомнить так называемый "англо-католицизм", возникший как реакция на пуританскую революцию и выступавший за ещё большее сближение в догматике и обрядности с католической Церковью, но без возвращения в её лоно. Кстати, англиканская Церковь никогда формально или неформально не идентифицировала себя как протестантская. В её основном своде канонических правил - "39 статей" - указывается, что она является частью Единой Вселенской и Апостольской Церкви.

То, что иерархи англиканской Церкви, в том числе и Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс, достаточно дипломатично, без отрицательных эмоций, среагировали на нынешний шаг Ватикана, также вполне объяснимо. Англиканское сообщество сегодня далеко не гомогенно, в нём на уровне общин и даже национальных Церквей сосуществуют различные понимания многих вопросов, в том числе и принципиально важных для устройства и жизни Церкви. В данном случае англиканская иерархия, видимо, руководствовалась логикой известной пословицы "баба с возу – кобыле легче", предпочтя отпустить 400-500-тысячное сообщество англикан-традиционалистов к Папе Римскому (чего это сообщество уже давно добивается) в надежде, что это хоть как-то поможет сбалансировать ситуацию внутри всего англиканского сообщества. Напомним, что численность мирового англиканского сообщества составляет около 77 млн человек.

Итак, кто же уйдет к Папе? Это англиканские общины на всех континентах, объединённые в движение "Forward in Faith" ("Вперед, к вере"). Прежде всего, речь идет о главном оплоте традиционалистов – англиканской Церкви Нигерии во главе с архиепископом Питером Акиноли. Возможно, будут довольно многочисленные переходы под юрисдикцию Рима также в Австралии, Папуа-Новой Гвинее и Индии (такое мнение высказал генеральный директор упомянутой выше ассоциации "Forward in Faith" Стивен Паркинсон). Он также ожидает, что в самой Великобритании с католической Церковью воссоединятся несколько десятков епископов, которые приведут с собой около тысячи приходских священников.

Тут, правда, есть одно "тормозящее" этот процесс обстоятельство. По данным британской газеты "The Times", годовой оклад англиканского приходского священника в Соединенном Королевстве оценивается в 22 тысячи фунтов стерлингов, в то время как католического – всего лишь 8 тысяч. Таким образом, у англиканского духовенства имеется серьезный повод для размышлений, прежде чем принять решение о возвращении в Римскую Церковь.

Очевидно, что менее всего призыв к обратной конверсии в католичество будет воспринят в ведущей англиканской деноминации США – Епископальной Церкви. Собственно, именно она является источником всех тех современно-либеральных веяний в англиканстве, которые стимулировали сегодняшнее сближение англиканских ультратрадиционалистов с католической Церковью: женское священство и епископат, а также поставление во епископы открытых геев, как это произошло с епископом штата Нью-Хэмпшир Дженом Робертсоном. О том, что они не "пойдут под Рим", уже заявили первоиерархи англиканских Церквей Кении и Уганды.

В целом, можно сказать, что уход англиканских ультратрадиционалистов в довольно небольшой степени стимулирован курсом самой католической Церкви. Это мало повлияет на её структуру и жизнь, сформирует в ней некое новое направление экклезиологического развития. Типологически это в какой-то мере можно сравнить с проблемой отношения Церкви и "лефевристов" внутри католической традиции. Между прочим, некоторые исследователи указывают, что основная литургическая книга англикан – так называемая "Книга общей молитвы" ("Book of Common Prayer") - в некоторых аспектах ближе к тридентской литургической традиции, нежели к современной, "послесоборной", имеющей распространение в католической Церкви ныне.

В гораздо большей степени предпосылкой нынешних событий является глубочайший разлом внутри самого англиканского сообщества, между его консервативным и либеральным крылом. Причем речь идет не столько о церковно-канонических разночтениях и противоречиях, сколько о всё более дающих о себе знать абсолютно различных мировоззренческих дискурсах в ключевых вопросах вероучения, существующих сегодня у либералов и традиционалистов. Как отмечал в этой связи лидер традиционалистского меньшинства среди англикан США Роберт Данкен, сегодня вопрос о выборе между либеральным и консервативным путём внутри Церкви означает выбор "между жизнью и смертью, между благословением и проклятием". В самом деле, религиозных ультра- и даже просто консерваторов сложно представить в одной церковной структуре, например, с епископом Спонгом из Епископальной Церкви, открыто заявившим, что он не верит в Бога. Или с нынешней предстоятельницей Епископальной Церкви Кэтрин Джеффертс-Шори, которой принадлежат такие слова: "Признание того, что Христос является единственным Спасителем, – есть попытка засунуть Бога в спичечный коробок".

Возникает и ещё один вопрос – не распространится ли эта тенденция "обратной конверсии" на другие протестантские Церкви и конфессии? Думается, что вряд ли. Разве только возможны какие-то явления подобного рода в очень немногочисленных так называемых "старокатолических" Церквах, порвавших с Римом после принятия на I Ватиканском Соборе 1870 года догмата о безошибочности Папы в суждениях "ex cathedra" по вопросам вероучения и морали. Этого не произойдет уже потому, что изначальные причины возникновения и исторического развития этих Церквей обусловлены куда более глубинными и значительными расхождениями с учением католической Церкви, чем вопрос о каноническо-правовом верховенстве Папы Римского и его юрисдикции.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования