Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Статистика, партийная журналистика и «этническое православие»


Завязавшаяся на портале "Kreml.org" беседа в связи со статьей Павла Левушкана о том, что русским протестантам "есть, чего предложить обществу" наводит на разные странные мысли.

Автор, в общем, довольно справедливо отмечает, что "конфессиональная карта России изменилась", и вместе с ней изменилась ментальность этносов. Однако главный эффект изменения этой ментальности для эксперта "Кремля" состоит в появлении этнических "протестантских и лютеранских Церквей". Более никаких особенных изменений автор не видит или видеть не хочет. Или (в самом крайнем случае) и видит, и хочет, только не желает, чтобы это увидели его читатели.

Далее на протяжении статьи показывается, что в силу известных причин (советизации, которая сформировала "западническую ориентацию" постсоветского народа и особенного русского "богоискательства") население России-де очень тянется в Европу и "разочаровалось в Православии от столкновения с церковными реалиями". Народ наш тянется в Европу, которая, в свою очередь, как известно, тянется еще куда-то, например, в Америку, в Африку или на Дальний Восток, где учат "духовные гуру". Но наш эксперт отвергает с хода наличие "американского элемента" – еще бы, ведь это нынче не в моде, всяки порядочный христьянин должен ругать Америку и отвращаться от "дядисэмова невежества". Тут в модальности дело – не "может", а "должен".

Реакцию такие выступления вызывают несколько неоднозначную. Во-первых, не стоит преувеличивать "западничество" постсоветского общества. Со времен Петра народ начали усиленно брить и одевать в православное платье, заставили молиться по-малороссийски, кланяться и креститься так, как это делают "все культурные люди". Это все верно, однако народ с этим свыкся, вроде бы, но переварил на свой лад, да простит мне читатель сию словесную игру. Платье на мужике-то немецкое, а вот с душой посложнее будет. Чем привлекали штундисты и прочие "люторы" народ? В основном трудолюбием и трезвенничеством. А многие православные (включая попов) пили и работали с ленцой.

Однако ж надо и признать, что на "религиозную составляющую" общество смотрит очень прагматически: где найти "трезвого мужа (верную жену)", как от разных недугов (по списку) полечиться, где "нравственность хорошая"? Ответ один – в Церкви, у християн. Или вот, еще вариант: россиянки "хотят такого, как Путин". А Путин – он кто? Православный, конечно. А то, что Церковь действительно порой может "шок вызвать", ну так что же, это не впервой, опыт терпения накоплен большой, мириться можно с многим, а от "жизни" не убежишь, тем более вот и начальство говорит, что "где Церковь – там успех, там победа". Или что-то в этом роде.

В этом контексте придется признать, что в новые "славянские люторы" запишутся немногие. Глаголемое "богоискательство" – удел немногих, в основном образованных слоев российского общества, которые много читают, стараются молиться и иногда в церковь ходят. Вот, например, по опросам РОМИР православными себя считают 69% населения , а молятся каждый день лишь 13%. Известно, что Евангелие учит: "непрестанно молитеся", так что живут эти номинально "православные" не по-евангельски, но от этого перспектива жить "по-евангелически" не становится более ясной.

Собеседник Левушкана правда сообщает, что по заказу некоего "Клуба 2015" под руководством Т.И. Кутковец недавно было проведено "широкомасштабное" социологическое исследование "Самоидентификация россиян в начале XXI века", результаты которого "опровергают целый ряд мифов о русском народе". В том числе и миф о "россиянах, как о православном народе". Большинство респондентов опроса признались, что в повседневной жизни руководствуются не православными, а протестантскими установками и моралью (в большинстве случаев не давая себе в этом отчета). Из правильных симптомов наш диагност выводит абсолютно неверный диагноз: он прозревает "русский протестантизм", в котором сохранятся и переплетутся элементы православия и который может оказаться "стратегическим фактором духовного подъема народа". Где он видит толпы россиян, желающих заняться "смешением элементов" православия и штунды? Логика очень странная, но именно в ней и кроется ответ.

То самое советское сознание, воспитанное на "партийной организации и партийной литературе" привыкло работать в режиме выполнения обязательств, социального заказа и тому подобных вещей. Информация сама по себе опасна и должна быть доступна лишь избранным – читай партийным журналистам. А уж те могут ее обратить "во благо" своей партии, конфессии и т.д. Часто даже в адрес "Портала-Кредо.ру", слышатся упреки в том, что он "неудобную информацию" вытаскивает без "партийного подхода". Вот есть неудобные факты из жизни своих, православных – их надо припрятать, а про католиков, например, или про тех же "люторов" – можно, они же у нас "прозелитизмом занимаются". Автор статьи на "Кремле.org" работает в привычном, "нормальном" стиле "партийной" прессы. Только вот с объективностью там небольшие проблемы, но они искупаются "пользой дела".

А в действительности, как кажется, статистика может искажать (и искажает) правду не столько своими цифрами, сколько возможностью их "партийного" использования. "Этническое православие"– нонсенс только для внутреннего, православного человека (коих, в лучшем случае 13% ), а для остальных – тоже "россиянских по рождению" – вполне реальная реальность. Все зависит от угла зрения.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования