Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Черная Мадонна" едет в Россию. Визит нило-столбенских монахов в Польшу по приглашению католического епископата этой страны – пробный шар для “нового курса” РПЦ МП


Визит в Польшу делегации русского православного духовенства, состоящей из представителей Тверской епархии РПЦ МП и насельников Нило-Столбенской пустыни, даже на первый взгляд представляется событием не рядовым, а знаковым. Любые симпатии к католикам, а тем более – вступление с ними в молитвенное общение, что имело место у монашеской делегации в Польше, воспринимаются в консервативной православной среде как "предательство веры". Но еще большую знаковость случившемуся придает акт передачи экуменически настроенным православным братьям из России списка чудотворной иконы Ченстоховской Божией Матери, которую намечено разместить в Осташкове для публичного поклонения благочестивого русского народа.

О необходимости улучшения отношений РПЦ МП с Римско-Католической Церковью, даже о возможности личной встречи глав двух Церквей, в самое последнее время, после вступления на патриарший престол митрополита Кирилла (Гундяева), воспитанного весьма "филокатолическим" митрополитом Никодимом (Ротовым), говорится много. Значительно больше, чем ранее, во времена патриаршества Алексия II. И в контексте линии на развитие связей с престолом св. Петра ничего необычного в визите нило-столбенских монахов в Польшу и в событиях, с ним связанных, нет.

Есть, однако, один важный нюанс. В данном случае речь идет об отношениях с Римско-Католической Церковью в Польше. А это вопрос даже не столько межцерковных и межхристианских отношений, сколько политического, культурного и духовного взаимодействия Польши и России, народов наших двух стран. Отношения эти, как мы знаем из истории, имеют своеобразную "отягощенную наследственность", которая, пусть и в частностях, но дает о себе знать и по сей день, особенно на фоне празднования очередного юбилея начала Второй мировой войны и настойчивых, в связи с этим, напоминаний со стороны Польши об ответственности Советского Союза (и его преемника) за ее развязывание. Одновременно со стороны некоторых научных и общественных кругов нашей страны, идентифицирующих себя как "государственники" и "державники" имел место вброс российскому общественному мнению утверждения о том, что Польша проводила прогерманскую политику и чуть ли не способствовала нападению Германии на Советский Союз. Это привело к очередному всплеску полонофобии в России. Кстати, многие проблемы с католической Церковью на постсоветском пространстве возникают именно из-за того, что эта Церковь и ее клир имеют ярко выраженную польскую этничность. Посмеем предположить, что одной из причин смены главы Московской католической архиепархии (о которой не говорится, но она, тем не менее, подразумевается) стал курс на смену "этнического лица" католической Церкви в России.

Икона Ченстоховской Божией Матери, "Черной Мадонны", как ее называют в обиходе, хотя и имеет византийское, восточноцерковное происхождение, стала в католической традиции символом "польскости", национального духа, роли польского народа как бастиона римо-католической веры на восточных рубежах Европы. Соответственно, традиция ее почитания воленс-ноленс является частью польской, если хотите, националистической культуры, имеющей исторически сложившуюся антироссийскую направленность. Правда, Ченстоховская икона почитается и православными, однако традиция ее почитания не столь развита, как, скажем, у другого чудотворного образа, связанного с польско-литовской культурной средой, – виленской иконы Остробрамской Божией Матери. Впрочем, в последние годы отмечается некоторый всплеск почитания Ченстоховской иконы в радикальных православно-патриотических кругах по принципу "от противного" - раз эта святыня "захвачена поляками", то будем еще усерднее молиться ей, дабы она поразила врага в самом его логове.

Миссия нило-столбенских монахов состоялась спустя менее месяца после того, как в традиционно разжигаемый некоторыми российскими кругами костер полонофобии вновь подкинули дров. Я имею в виду попытку некоторых профессиональных "державников" в связи с 70-летием начала Второй мировой войны представить Польшу чуть ли ни союзником Гитлера и врагом России. Также напомним, что именно эти круги, находящие иногда "понимание" в Кремле, до сих пор вместе с коммунистами отрицают ответственность сталинского режима за убийства польских военнопленных в Катыни и других лагерях.

Вот на таком негативном историческом, да и актуально-политическом фоне (в политических и экономических отношениях наших стран и сегодня больше проблем, чем решений) вдруг представители Московской патриархии совершают столь символический шаг. И дело даже не в самом визите, сколько в событиях, его сопровождавших и явно согласованных с самым высшим руководством РПЦ МП. Принесение списка чудотворной иконы в Осташков, молитва над могилой капеллана "Солидарности", убитого сотрудниками спецслужб, о. Ежи Попелушко, совместное с католиками поклонение Ченстоховской иконе... И почти полное молчание российских СМИ, в том числе церковных, обо всем этом.

Говорят, что прошедший визит был инициативой нило-столбенских насельников, поддержанной польским епископатом. Однако всякий мало-мальски знакомый с административной практикой РПЦ МП понимает, что эта миссия была бы невозможна без одобрения "на самом верху". И тогда становится понятным значение этой миссии как своего рода "пробного шара", сигнала как внешнему миру, так и российской общественности, прежде всего, православной.

Еще в бытность свою митрополитом, нынешний Патриарх Кирилл персонифицировал два противоречивых курса на дальнейшее развитие РПЦ МП. С одной стороны – это курс на экуменизм, открытость глобализирующемуся миру и диалог с этим миром на современном языке. С другой – курс на идеологическое доминирование и усиление общественно-политического влияния православной Церкви внутри страны, что требует опоры на национал-патриотические силы, политическую идеологию с высоким уровнем ксенофобии, в рамках которой "экуменизм" воспринимается в лучшем случае как ругательство. Соединить эти два противоречивых начала, когда на экспорт у РПЦ МП один облик, а для внутреннего пользования - совсем другой, не получается. Ведь для этого нужен, как минимум, "железный занавес" по типу сталинского. И в Московской патриархии, это, видимо, понимают.

Думается, визит монахов из Тверской епархии в Польшу является сигналом того, что РПЦ МП готова умерить свою политическую активность с явным националистическим оттенком, сделать большую ставку на то, что называется "экуменизм". Тем более, как мы отлично видим, проект превращения православия по версии РПЦ МП в новую идеологию и общественно-политическую силу РФ и ее сателлитов сталкивается с очень и очень серьезными трудностями (в том числе, и с практическим отсутствием этих самых сателлитов).

Впрочем, не будем забегать вперед. В этом году Россия все еще собирается отмечать установленный по инициативе патриархии 4 ноября День народного единства, регулярно превращающийся в демонстрацию социально-национального противостояния и шабаш националистов. Напомним также, что день этот приурочен не только ко празднованию Казанской иконы Божией Матери, но и к дате изгнания из Москвы в 1612 году "польско-литовских захватчиков".

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования